Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 126 декабрь 2012 г. >> Архимандрит Рафаил (Карелин). Введение во храм Пресвятой Богородицы (о символике христианского храма)

Архимандрит Рафаил (Карелин). Введение во храм Пресвятой Богородицы (о символике христианского храма)

Введение в Храм Пресвятой Богородицы
Читайте также:


О символике христианского храма

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по своей структуре напоминает чертёж многоярусного дворца.

Историческая основа праздника – посвящение Девы Марии Богу по обету Её родителей, святых и праведных Иоакима и Анны;
символический и духовный план – мистика храма, значение его для христианина, посвящение человеческой души Богу, цель и смысл православного монашества.

 Когда Деве Марии исполнилось три года, то Её родители вместе с Дочерью, в сопровождении многочисленных родственников, пешком отправились из Назарета в Иерусалим.
На рассвете третьего дня они приблизились к Святому Граду. Чудная картина открылась их взору.
Храм на уступе горы Мориа был похож на стоящий у пристани корабль с распущенными белоснежными парусами, казалось, что он готов подняться ввысь и поплыть по лазурному океану неба.
Лучи восходящего солнца, отражаясь и искрясь на золотых спицах купола, окружали Храм переливающимся призрачным облаком света, словно сияющим нимбом.

Навстречу паломникам вышел первосвященник, по преданию – праведный Захария, отец Иоанна Предтечи.
Дева Мария, оставив родителей, быстро взошла по высоким ступеням Храма, не поддерживаемая никем, и обняла ризу первосвященника.
Он взял Её за руку и ввел в Храм, к изумлению священников и левитов – в алтарь, который назывался Святая Святых.
Десять лет Мария жила при Храме. Душа Её под его священными сводами сама стала живым Храмом Божества.


Храм – это икона Неба, храм – место невидимого присутствия Божия, поле Божественных сил и энергий.
В храме Церковь земная соединена с Церковью Небесной. В храме непрестанно льются, как волны реки, песнопения Ангелов, их небесные хоралы слышит человеческая душа, погруженная в молитву; храм наполняет духовный свет, незримый для глаз, но видимый человеческим сердцем, омытым слезами покаяния.
В храме проходит в священных символах и образах вся история человечества.
В храме время теряет свою прямолинейную протяженность, будущее и прошлое во взаимопроникающих циклах становятся настоящим.
В храме время, оцерковлённое ритмами Богослужения, отражает световой образ вечности.
В храмовом Богослужении раздается голос Пророков, возвещающих о пришествии Христа, и проповедь Апостолов о том, что спасение мира совершилось;
в храме безгласно звучит пение серафимов, которым они славили Бога при мироздании;
в храме предвозвещается будущий Страшный Суд над Ангелами и людьми.
В храме само пространство и время открываются в новых таинственных глубинах и измерениях, в огромных внутренних ёмкостях, в которые вмещаются вся история мира и всё пространство Вселенной.
Храм – это Библия, воплощенная в камне, это иерархические ряды священных символов, через которые душа человека восходит к Богу.
Храм – это место сокровенной встречи души с Божеством.

Круг храмового Богослужения становится золотым кольцом, которым человек обручается с вечностью.

Люди, не включённые в духовную жизнь, обычно воспринимают храм как синтез зодчества различных эпох, культур и народов, как достижение человеческой мысли и воплощение эстетического гения художника.
Но это не так: храм является откровением Божественного Логоса на Земле, частью Священного Предания.
Христианский храм несет в себе вечное и неизменное содержание, поэтому формы храма, его знаково-символический язык должны быть твердыми и устойчивыми, общими для всех регионов и времен. Образ ветхозаветной Скинии – походной церкви – был показан Моисею во время Теофании (Богоявления) на Синайской горе.

План Иерусалимского храма составили цари-пророки Давид и Соломон.
Один из них написал "Псалтирь" – основу Богослужебных молитв, другой – "Песнь Песней", которую древние мистики сравнивали со Святая Святых храма.
Всё в храме священно, всё имеет таинственный смысл.
В Библии подробно указаны формы и пропорции храма, описаны внутреннее убранство и утварь, определён даже материал для его строительства и для изготовления Богослужебных предметов (может быть потому, что каждое вещество обладает неизвестными нам излучениями – эманациями).
В образе величественного храма апостолы Павел и Иоанн созерцали Царство Небесное.
Идеи и пророчества ветхозаветного Храма раскрылись и воплотились в храме новозаветном.
Здесь их генетическое единство и историческое различие – как между самими заветами – Ветхим и Новым.
Ветхозаветный храм – храм надежды; новозаветный – храм благодати.

Мистическое значение храмового Богослужения заключается в том, что молитва каждого вменяется всем, и молитва всех присутствующих возносится за каждого.
Храмовая молитва становится единой и цельной, как неразделим свет от множества горящих свечей, как неотделимы друг от друга капли дождя в общем потоке.
Чем выше духовная культура человека, чем глубже его внутренний религиозный опыт, тем более он дорожит традицией – как сокровищницей, из которой боится потерять хотя бы один драгоценный камень.
Некоторые говорят: "Если храм – это образ неба, то ведь наше представление о Космосе меняется, значит, и форма храма должна изменяться и эволюционировать".
Но, во-первых, храм – образ духовного Неба, знания о котором на протяжении истории человечества скорее не приобретаются, а теряются; во-вторых, храм – не модель и не зеркальное отражение Вселенной, а сложная символика.

Храм – это живая Библия.
Храм дает человеку возможность самому участвовать в событиях Священной Истории в качестве действующего лица.
В храмовом Богослужении человек через священные символы и ритуалы присутствует при творении мира, молится в Скинии, сопровождает Господа во время Его земной жизни, находится на Тайной Вечере с Апостолами, причащается из рук Спасителя, слышит весть мироносиц о Воскресении Христа из мертвых, видит картины Страшного Суда.
Как белый цвет является не отсутствием цветов, а синтезом красок всего спектра радуги, так и безмолвие храма содержит в себе молитвы и священные песнопения Небесной и земной Церкви.
Храм – это образ потерянного Эдема и возвращенного Рая.

Символика Храма учит человека смотреть на видимый мир как на образы и символы, тени и подобия мира духовного, чувствовать безконечное в конечном, видеть, как просветы в тумане, отражение вечного во временном.


Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – больше, чем праздник Её Рождества.
Это день Её духовного рождения.
Под сенью ветхозаветного Храма вырос цветок Нового Завета – Дева Мария.



Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 1052