Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 126 декабрь 2012 г. >> Протоиерей Максим Первозванский. Битва за любовь (2)

Протоиерей Максим Первозванский. Битва за любовь (2)



Протоиерей Максим Первозванский

В основе всего лежат вот эти вот самые обидные осуждающие помыслы. Которые абсолютно не были никак отражены, которые были приняты, и которые сначала просто портили настроение.
Ну, есть любовь, всё хорошо, рядом с тобой замечательный, любимый тобой человек.

Но вот ты приняла этот самый обидный помысел, или помысел раздражения, или ещё что-нибудь.
Ну да, он испортил вам настроение на день, но потом всё забыли, и опять такая любовь, и сплошной медовый месяц, и вы друг друга понимаете.
А потом ещё один какой-то повод случился – не сразу. Через месячишко.
Ты позволяла себе думать об этом, и с подружкой обсуждать, и батюшке жаловалась, надо же что-то делать, нельзя же терпеть такое поведение мужа…

А какое поведение? Ну, цветы не дарит (я условно говорю, да?). То есть, в общем-то, ерунда какая-то!
Но ты прошла этот путь один раз, второй, третий, понятно, что жизнь не складывается из чего-то одного.
Здесь он не подарил цветы, там забыл поздравить твою маму с днём рождения, здесь у тебя было горе, потому что от подружки ушёл муж, а он к тебе стал приставать с интимными отношениями – кап-кап-кап, – это всё накапливается, накапливается.
Прошло несколько лет, и – любовь ушла. Люди приходят и говорят: нет любви.

Вот эту мысль – нет любви – нельзя даже произносить.
Возникает мысль – читай Иисусову молитву.

Тут очень важно понимать, что любовь-то никуда не уходит.
Просто, принимая мысли, мы позволяем дьяволу конкретно разрушать даже не отношения с мужем или с женой – а в первую очередь…
Как вы думаете, дьяволу вообще есть какие-то дело до наших отношений с мужем или с женой?
Ну, очень второстепенное. Понятно, что ему всегда хорошо, когда нам плохо, но главной-то его задачей что является?
Наши отношения с Богом. Вот, оказывается, почему наши отношения в браке Богу ценны.
Почему Он не просто сказал нам: плодитесь и размножайтесь, и не устроил нам партеногенез.
Но Он почему-то сказал: пусть будет у них любовь. Пусть это будет брак. Пусть это будет семья.
Пусть человек «оставит отца с матерью и прилепится к жене своей, и будут два плоть едина».
Почему-то Богу это важно.
Потому что через любовь брачную человек восходит к любви к Творцу.
Он только тогда научается (я сейчас специально оставляю за скобками монашество, так как мы говорим о семье) любить Бога, когда он любит свою жену. Или когда она любит своего мужа. Вот почему дьяволу так хочется разрушить любовь.

Почему церковь считает брак святым, а развод недопустимым? Что, жалко, что ли?
Ну, пожил с одной или с одним, ну, не сложилось.
Люди нравились друг другу, было им хорошо, а потом прошло десять лет, и они поняли, что они — чужие люди – и по-хорошему разошлись.
А почему церковь против-то? Была одна любовь – стала другая.
А оказывается, здесь очень важная вещь: именно через любовь к мужу и к жене, продираясь через эти самые искушения, помыслы и прочее, прочее, прочее – мы только тогда приходим к настоящей Любови.

Дон Жуан говорил: только утро любви хорошо. Очень многие люди так и считают.
Ты влюбился – и это хорошо. А потом вся эта бытовуха начинается, – это всё уже не надо.
А логика дон Жуана – не в том, чтобы как можно больше набрать сексуальных партнёров – он же не животное, в конце концов.
Ему важно другое. Ему важно сорвать вот этот бутон чувств, которые возникают, когда еще ничего не говорится, ничего не подразумевается. Просто возникает какой-то контакт глазами.
Какое-то чувство, какая-то взаимная заинтересованность, какая-то искорка между двумя.
Это же здорово! Это то самое утро любви! Его испытать, его сорвать, дойти, довести до… а остальное неинтересно.
Это уже так, рутина.
Так вот, оказывается, ничего подобного.

Бог говорит, что это всё может быть.
Утро любви имеет право на существование, и мы не забываем нашу первую любовь, — это всё для нас важно, значимо, это… ну, это здорово, но нельзя же идти по пути дон Жуана.
Нужно вкладываться в того человека, которого ты любишь.
И самое важное, что нужно понимать. Что даже если жена попадется «плохая» — это не повод для того, чтобы жалеть себя, несчастненького (как же так, вот у Васи такая жена замечательная, и то, и сё, и пятое, и десятое, а мне досталась — ни рыба, ни мясо).
Это уже помысел, который принимать нельзя ни в коем случае.

Самое удивительное, что, как правило, мы не видим того, что происходит в нашей голове и в нашем сердце.
У большинства людей большая часть помыслов живут годами. Они их даже не регистрируют.
Они не замечают тех мыслей, которые в них происходят. Ведь это интереснейшая вещь.

И это, кстати, говорит о том, насколько вообще мы заблуждаемся, думая, что наши мысли – это наши мысли.
Большинство мыслей, которые мы думаем, наш компьютер (голова) не регистрирует.
Мы не замечаем, что мы их думаем. Мы, как правило, пользуемся уже результатами.
Как кассовый аппарат – тр-тр-тр-тр-тр – и на чеке написано: сумма такая-то.
А что там происходило в этом компьютере, мы не замечаем.
И это касается большинства наших мыслей.

Когда мысль только приходит в голову, она называется словом «прилог» в православной аскетике.
Когда нам эта мысль предлагается, но она ещё не наша.
Больше того, если мы эту мысль, допустим, даже какую-то очень греховную, сразу же отсекли, как только она возникла, нашего греха нет вообще. В этом даже каяться не обязательно.
Но, как правило, на стадии прилога мы мысли не регистрируем. Мы их замечаем уже на стадии результата.
Когда человек говорит: «Меня зовут Вася. Я – алкоголик».
А когда ты в процессе, ты ничего не замечаешь.

Но есть золотое правило: бороться с помыслом в тот момент, когда ты его заметил.
Так вот очень важно начать хотя бы со стадии результата.
Пускай этот помысел уже произвёл свою разрушительную работу почти на сто процентов.
Но ты это заметил, и, сидя на руинах, — начинай бороться.
Начинай читать Иисусову молитву и не впускай уже эти плоды в свою голову, не впускай.
Если ты честно начнёшь это делать, в следующий раз ты уже заметишь этот помысел чуть-чуть раньше.
Если ты не начнёшь этого делать, в следующий раз будет хуже и позже.

Иисусова молитва обладает таким свойством, — она делает бесу плохо. Имя Божие буквально беса жжёт.
Вот представь себе: он тебя так душил-душил, и вдруг твое горло стало таким горячим, что его бедные мохнатые лапки стали дымиться.
Первый раз он не поверит.
Ему будет больно, но он будет продолжать тебя душить, надеясь, что ты сейчас перестанешь, и опять в привычную колею ему угодных помыслов вернешься.
И поэтому по первости эта борьба выглядит абсолютно безнадёжной.
Ты читаешь Иисусову молитву, а он всё равно с этой стороны прорывается, ты пытаешься не пустить его, а он опять лезет, лезет, лезет.
По первости все кажется безнадёжным и совершенно несоизмеримым с нашей жизнью, тебе же много о чём ещё надо думать.
Но это не так, потому что, когда помысел тобой обладает, ты всё равно ни о чём другом думать не способен.

Бороться придётся долго.
Пока дьявол не поймёт, что ты вообще серьёзно, а не просто решил: дай-ка я сегодня попробую, а, ну, не получилось, значит, всё, не буду этим заниматься, это все для монахов.
Вот он надеется, что ты так и поступишь.
Ему важно доказать, что он не отстанет, но если он увидит, что ты будешь идти до конца, то в следующий раз всё будет уже проще.
То есть, если в первый раз тебе пришлось бы потратить на этот помысел обиды целый вечер, а потом она вновь просыпалась и душила, или ты просыпался и снова возвращался к Иисусовой молитве, то в следующий раз всего полчаса потребуется.
А потом, когда ты уже освоишь эту молитву, то тебе, может быть, один раз будет достаточно её прочитать и дьявол сбежит.
Здесь просто важно проявить упорство.

 


.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 14