Проповедь на Рождество Христово
«И положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк 2, 7).
Мать положила Его, Иосиф же не посмел коснуться дитяти, ведая, что не от него рождён.
Изумлённый и счастливый, не посмел он коснуться дитяти.
«И положила Его в ясли».
Почему в ясли?
Затем, чтобы сбылось прорицание пророка Илии: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего» (Ис 1, 3).
Писано также: «Человеков и скотов хранишь Ты, Господи» (Пс 35,7).
Если ты человек, хлеб — пища твоя. Животное? удел твой — ясли.
«Потому что не было им места в гостинице»: нечестие иудейское заполонило весь город.
И Христос не нашёл себе места в Святая святых, где блещет золото и драгоценные каменья, переливается шёлк и серебро; нет, не золото и роскошь окружали его, он родился на гноище, ибо так видятся мне ясли (где ясли, там и гноище), в смраде грехов наших.
Он родился в яслях, дабы вознести рождённых во прахе: «Из праха поднимает бедного» (Пс 112, 7).
Он родился на гноище, где пребывал Иов и откуда он был возвеличен.
«Потому что не было им места в гостинице».
Все бедняки да обретут утешение: Иосиф и Мария, матерь Господа, не имели раба, ниже слуги; из Галилеи, из города Назарета пришли они пешие и несли на себе поклажу; сами были господа и служители.
И чудное дело: приютились в стойле, а в город не пошли.
Нищета их была робкая, и они держались подальше от роскоши.
А об их нищете рассудите сами: зашли они в стойло, и не сказано, что оно было на пути; нет, к нему вела сторонняя тропка: они сбились с торного пути на евангельскую тропу.
И вступили на отдаленную тропку.
И не было другого места, дабы родиться Господу, помимо стойла; стойла с волами и ослами!
О, если б мне дано было увидеть это стойло отдохновения Божия!
И ведь по-нашему мы чтим Христа, изымая Его ясли из грязи и заменяя их серебряными.
А по мне, так прежние были драгоценнее: это язычникам надобно золото и серебро.
Вера же христианская превыше ставит ясли в помёте.
А Тот, Кто родился в сем стойле, воспрезрел золото и серебро.
Не тех я осуждаю, кто думает почтить Христа таковой роскошью (не след мне тех осуждать, кто украсил храм золотыми чашами): но дивен мне Господь, творец мира, рожденный не в золоте и серебре, а на гноище.
Вочеловечение
Сквозь долгие речи свои услышали мы, как плачет младенец в яслях, и поклонились ему: поклонимся же миром и ныне.
Поднимем его на руках воздетых и поклонимся сыну Божьему.
От Бога всемогущего с давних пор был гром в небесах, и не спасал; раздался плач, и спасает.
Зачем я вам все это говорю? Затем, что гордыня не спасает, а спасает смирение.
Сын Божий бысть на небесех, и почтен не был; нисшел на землю, и поклонились ему.
Держал под рукой солнце, луну и ангельское воинство, и всё не был почтен: и родился на земле человеком, вочеловечился сполна и нераздельно, дабы искупить всю землю.
А что в нём не явлено человеческого, то и спасению не подлежит: принял бы он плоть, отвергнув душу, и душе не было бы спасения. Что же он, спас бы меньшую часть, а главнейшим пренебрег? А можно и так сказать: «Восприял душу ко спасению ее; и хотя душа превыше тела, чувства суть ее важнейшая часть; итак, если Он не освятил чувства, то спас лишь душу, а в ней отнюдь не важнейшее». Но ты ответствуешь: «Не приял чувств человеческих, да не поселятся в сердце Его людские грехи, иначе говоря, дурные умыслы». Но если Ему неподвластно было собственное творение, то как винить меня, что не справляюсь с Ему непокорными силами?
Мы, однако ж, упустили наш предмет и разговорились сверх надобности: умысел был иной, а язык увлёк нас в сторону. Приготовимся же внимать священнику и услышим чутким ухом всё то, о чем мы сказать не сподобились, и благословим Господа, Ему же слава во веки веков. Аминь. |