Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 127 январь 2013 г. >> Митрополит Вениамин (Федченков). Празднование Крещения Господня

s Митрополит Вениамин (Федченков). Празднование Крещения Господня

Празднование Крещения Господня
Читайте также:

 

Митрополит Вениамин (Федченков)

Празднование Крещения Господня: традиции, воспоминания, чудеса

Вот детство. Суровая зима. «Крещенские морозы». Сочельник.
Литургия — после обеда, к вечеру.
Но никто ничего не кушает — до святой воды, которая освящается в первый раз ещё после литургии сочельника.
Завтра будет крестный ход на реку, и воду будут святить вторично.
Почему? Не думалось об этом. Отложим этот вопрос и сейчас.
Так искони велось, «по уставу»: что тут думать?!
А нынешняя вода завтра соединится с водой, принесенной с реки, и будет стоять целый год.
И — дивное чудо — она не портится! В этом все мы были уверены. И эта вера не теперь выдумана нами…
Однажды мне сообщили, что вода эта не испортилась вот уже сорок пять лет!

Вспоминаю, что после принесения домой святой воды мы, отпивши от неё сами, кропили ею всё: и комнату (у нас был домик лишь в одну комнату), и коровник, и отделение для свиней, и погреб — при пении «Во Иордане».
Потом зажжённою свечечкою коптили кресты над всеми дверями.
Никто не объяснял нам, почему это делалось, но мы делали это в той вере, что крестами закрывался вход в наше жилище и даже в скотское помещение «нечистому духу»....

Затем уже садились за постный стол...
На юге же России в этот сочельник, как и в Рождественский, делалась «богатая (обильная) кутья»
Считалось, что хотя ещё не наступило шестое января, но праздник уже открылся: пропели «во Иордане», освятили воду, постились до неё; а потом уже «обедали», а точнее, «вечеряли»...
Служба кончалась поздно, к вечеру; а утреня начиналась завтра ранним утром.
Но обед был постный: и это правильней, по уставу.
При Златоусте, как мы видели, крещенская служба совершалась ночью, как и на Пасху, — только у нас позднее; а у сербов и теперь ночью.

А вот и полночь. Существует, и доселе, предание, что в 12 часов ночи вода «колеблется», как в Пасху солнце при восходе «играет».
Утром службы...
И не кончая литургии, трогался из церкви крестный ход на реку, при пении стихир «Глас Господень (то есть Иоанн Предтеча) на водах вопиет, глаголя...», «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан».

И всегда мне представляется множество народа...
Даже больше, чем на Пасху: тогда кое-как размещались в храме…
Но на Крещение Господне народ никак не мог вместиться в храм: и большая часть, тысяч пять-шесть, терпеливо стояла во дворе в ожидании освящения воды...
Какая требовалась вера! Какое Христоподобное смирение! Какое терпение! Стояли по три-четыре часа!

Когда началось самое освящение, когда запели «Во Иордане», неожиданно кто-то из богомольцев выпустил заранее приготовленных голубей.
Все мы поняли, что это было сделано в память Святого Духа, явившегося при выходе Господа из Иордана и почившего на крещённом Христе.
Это, конечно, не был голубь, — а «как» голубь, «в виде голубине», хотя и «в телесном виде», то есть в явственном, видимом, вещественном виде (Мф. 3, 16. Лк. 3, 22).
Почему явился Дух Святой в виде именно «голубя», у Святых Отцов существует несколько объяснений.
Во-первых, — говорят они, — голубь птица кроткая и любящая чистоту: это символизирует смирение Господа Иисуса Христа, смирившеся до крещения от раба и очистившегося от «грехов мира» (Ин. 9), взятых Им на Себя; во-вторых, в знамение примирения людей с Богом, подобно тому как Ной выпускал голубиц.
И до нынешних дней голубь является символом мира, примирения.
А для этого примирения собственно и пришел Господь на землю (2 Кор. 5, 18-21): Он «примирил» нас с Отцом собственною Жертвою на Кресте.
…Припоминается случай, рассказанный мне самим очевидцем.
В Париже, в архиерейском соборе, на день Богоявления совершали освящение воды.
И при тех же словах из бочки выскочили бесы в видимом образе человека.
Это своими глазами видел мой знаемый и друг, писатель П.К.Иванов, человек необычайной религиозности, прежде переживший и многолетнее безбожие.

…Православный народ приходил в храмы и во дворы именно для того, чтобы получить благодатную святую воду, чтобы благодатию освятить свое жилище, чтобы хранить эту благодать Божию в бутылочках.
И мы, ещё детьми, бывало, бежим домой, закрывая руками в перчатках лица от крещенских морозов....
А потом разговенье от вчерашнего поста... Тепло... Радостно на душе...
Боже! Сколько у нас, верующих, красоты и смысла!

Не хочу я забыть и ещё одного небывалого обычая.
Несмотря на лютый мороз и холодную, обжигающую воду, ежегодно находились люди, которые после «Во Иордане» бросались в ледяную воду, откуда их вытягивали на снег и одевали.
Иные бывали больными и хотели получить благодать исцеления.
Другие же хотели омыть свои грехи, особенно же хотели очиститься от святочных гаданий и греховных масок, что православные (и справедливо) считали «нечистым», демонским делом.
Но эти купанья были не всегда.

А у греков в этот день был другой обычай: после освящения бросали крест в море — и несколько человек кидалось за ним; и кто находил крест, тому давали вознаграждение.

Ещё хочу рассказать про необыкновенный случай со мной: Когда я был ректором в Таврической духовной семинарии, то после освящения воды в сочельник пошел я освящать многочисленные строения.
И вот какое необычайное ощущение: я чувствовал себя ... легким!
Казалось, ещё немного, и я полетел бы.
Никогда ни о чем подобном я и не думал, нигде не читал, ни от кого не слыхал — и вдруг такое ощущение…
Как это понять? Не знаю.
Но тогда мне пришло следующее объяснение: это — плод святой воды, с которой я ходил по двору.
И такое ощущение продолжалось долго со мной...
Мне пришла тогда мысль: наша теперешняя тяжесть, или дебелость, есть результат нашей плотскости, нашего падения.
А вот же ходила по водам преподобная Мария Египетская, перенесён был по воздуху к Даниилу в ров пророк Аввакум с пищей, апостола Филиппа восхитил Ангел Господень и перенёс в Азот от Иерусалима (Деян 8 39, 40).
И сколько таких чудес случалось!

Крещенские зарисовкиО подобном случае мне пришлось услышать позже, лет через двенадцать-тринадцать.
Я был в Сербии, законоучителем, духовником и священнослужителем в учебном заведении.
Однажды ко мне приходит ученик, лет пятнадцати, и говорит, что после нынешнего причащения он почувствовал, будто совершенно потерял свой вес.
И он спрашивал меня, что это значит.
Объяснить юноше это явление я решительно не мог и предположил, что это плод причащения, одухотворение, подобное тому, какое произошло и после воскресения Господня: Он являлся и исчезал, проходил дверем затворенным, явился семи ученикам после ночной и бесплодной ловли рыбы и так далее.
А причащение действительно сравнивается с воскресением Христовым, потому мы и читаем после причащения: «Воскресение Христово видевше», «Светися, светися... », «O Пacxa велия и священнейшая, Христе».
Потом Господь вознесся.
Апостол Павел был вознесен до третьего неба: «не то в теле, не то без тела, не знаю: Бог знает» (2 Кор. 12, 1-5).
И все это — ещё на этой земле. Значит, возможны и для нас подобные состояния... Конечно, мы недостойны этого...
Но сказал Иоанн Креститель: Не мерою дает Бог Духа (Ин. 3, 34).


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 197