Это богослужение было совершено по просьбе единоверцев в ознаменование 100-летия 1 Всероссийского единоверческого съезда.
Около 500 молящихся (среди них были и староверы) собралось на Литургию. Возглавил его митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, ему сослужили епископ Гомельский и Жлобинский Стефан и единоверческие священники Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской и Екатеринбургской епархий.
В предыдущий раз богослужение по старому чину в Успенском соборе Кремля проходило двенадцать лет назад, осенью 2000 года.
Но есть важное отличие: это была не Божественная Литургия, а молебен.
Он был совершен в память о 200-летии указа императора Павла I об учреждении единоверия.
Чтобы радость наша была осознанной и полной, вероятно, стоит вкратце вспомнить о трагической странице истории, когда наш православный русский міръ (общество) потерял всякий миръ (мирный дух) и общение между собой на несколько столетий.
В 1652 году Патриархом Московским и Всея Руси был избран соловецкий постриженик митрополит Никон.
Очень деятельный, энергичный и решительный, он с 1654 г. стал осуществлять глубокую реформу традиционного для Руси богослужебного уклада. Образцом для него были не только греческая, но и западноевропейская церковная практика.
Вносились изменения в чинопоследования, богослужебные книги, пение, символику, обрядовые действия, облачения священников и внешний вид богомольцев и т.д.
Православный люд раскололся на две части: сторонников реформ (никонианцы, православные) и ярых её противников, защищавших отеческие православные традиции (старообрядцы или староверы).
На 8 лет затворил врата Соловецкий монастырь: произошло то, что позже было названо Соловецким восстанием.
Оно было потоплено в крови, но ещё долгие годы соловецкие иноки служили по дониконовским книгам.
Протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова, казнь тысяч старообрядцев по указу «12 статей» царицы Софьи – шла жестокая братоубийственная война за новое.
Экономически старообрядцы тоже пострадали: их обложили двойным налогом.
Они вынуждены были уезжать из родных мест, бежать в заволжские леса, в Уральские горы, на Дон, на запад: в Румынию, на Украину, в Белоруссию.
Прошло время, и умерли епископы-староверы. Некому стало рукополагать священников.
Закончилось миро для совершения таинства Миропомазания, и негде было его взять.
Затем ушли из жизни и остававшиеся священники.
Встал вопрос, как быть дальше.
Одна часть староверов решила служить без священников – они получили название беспоповцев.
Вторая часть привлекала к себе православных никонианских священников, по каким-то причинам желавших перейти к старообрядцам.
Эту часть называли беглопоповцами.
Затем они стали искать епископа, который бы перешёл в старообрядчество и рукоположил других епископов и священников.
В 1846 г. бывший Босно-Сараевский митрополит Амвросий присоединился к старообрядчеству и совершил ряд хиротоний для беглопоповцев.
Так было положено начало Белокриницкому согласию, наиболее многочисленному до сих пор.
Существуют и другие поповские согласия и тóлки.
Третья часть старообрядцев с помощью Московского митрополита Платона (Левшина) выработала определённые правила воссоединения с православной церковью. В 1800 году они признали Святейший Синод, но сохранили древние богослужебные чины.
После восстановления Патриаршества единоверцы (так их стали называть) признают главой Патриарха Московского и Всея Руси и находятся в юрисдикции Русской Православной Церкви.
Поместным Собором 1971 года была признана равночестность и равноспасительность древних и новых русских богослужебных обрядов.
Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе (Пс.132:1).
|