Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 128 февраль 2013 г. >> Сети одиночества (2). Беседы матушки Домники

s Сети одиночества (2). Беседы матушки Домники

Учебный часослов
Читайте также:

Беседы матушки Домники:


С осуждением важно бороться в самом начале. Если мы ему поддадимся, то наше сердце наполнится неприязнью к ближним.
А эта страсть — одна из главных причин одиночества.
Многие думают, будто неприязнь возникает естественно, по объективным причинам.
Кто-то из наших знакомых, например, некрасив или недостаточно умён, или с дурным характером.

Но на самом деле, этот знакомый не виноват в нашей неприязни.
Если мы чувствуем неприязнь, значит, что наше сердце болеет.
Часто неприязнь возникает вовсе на пустом месте: один человек нечаянно посмотрел на другого хмуро, и тот ответил ему холодным взглядом – и вот теперь они оба избегают друг друга.
И не знают они, как крепко могли бы полюбить друг друга, если бы не обращали внимания на случайные слова и взгляды.

Святитель Николай Сербский в одном из своих писем приводит такой трогательный случай:

«Рассказывал один крестьянин: “Между мной и соседом выросла вражда, словно терние: в глаза друг другу не могли смотреть.
Как-то зимней ночью мой маленький сын читал мне вслух Новый Завет, и, когда он прочитал слова Спасителя: благотворите ненавидящим вас, я крикнул ребенку: “Хватит!”.
Всю ночь не мог я заснуть, всё думал и думал, как мне исполнить эту заповедь Божию. К
ак мне сделать доброе дело для своего соседа?
И однажды услышал я из соседского дома громкий плач.
Расспросив, я узнал, что налоговые власти угнали у моего соседа весь скот, чтобы продать его за долги.
Как молния пронзила меня мысль: вот, дал тебе Господь возможность сделать добро соседу!
Я бегом в суд, заплатил налоги за человека, который ненавидел меня больше всех на свете, и вернул его скотину обратно.
Когда он об этом узнал, то долго в задумчивости ходил вокруг своего дома.
Когда стемнело, он окликнул меня по имени. Я подошел к изгороди.
— Зачем ты звал меня? – спросил я его.
Он разрыдался мне в ответ и, не в силах выговорить ни слова, плакал и плакал.
И с тех пор мы живем в бóльшей любви, чем родные братья”».
Будем и мы поступать так же.
Может быть, нам не приведется совершить по отношению к нашему «неприятелю» такого же благородного поступка.
Но мы можем и в мелочах отвечать на зло добром: на хмурый взгляд — приветливой улыбкой, на колкую насмешку — тёплым и добрым словом.
И мы увидим, как быстро исчезнет наша взаимная неприязнь.

Ещё одна из страстей, из-за которой человек может чувствовать себя одиноким, – это обидчивость.
Кто-то может сказать: «Ну какая же это страсть! Я же не сержусь и не осуждаю. Меня обижают, и я обижаюсь, – это же естественно
Но на самом деле обидчивость – это одна из самых серьёзных страстей.
Она показывает, что человек удалён от Бога.
Ведь когда Бог пребывает в сердце человека, то человек преисполняется внутренней силы и мужества.
Он может понести любые немощи ближних, не теряет мира и любви, даже если его оскорбляют.
Наоборот, человек, который лишён благодати и удалён от Бога, не имеет внутренней крепости.
Он не может стерпеть даже и какое-нибудь мягкое замечание.
Он не воспринимает любовь людей, всё толкует неправильно.
Всякое, даже доброе, действие ближних он понимает в дурном смысле.
И если обидчивый человек не чувствует доброты ближних, то тем более он не понимает их проблем и трудностей.
Он чувствует только себя: «Мне сказали неприятную вещь, меня обидели, меня оскорбили».
И никогда он не подумает о том, что у другого болит душа, оттого он и говорит неприятные вещи.

Как бороться с обидчивостью? Что можно сделать в тот момент, когда от обиды перехватывает горло и подступают слезы?

Самое первое правило – насколько только возможно, не показывать свою обиду.
Это очень высоко ценится. Ведь человек, который нанёс нам обиду, бывает, сам страдает от этого, раскаивается в своей несдержанности или невнимательности, и для него бывает большим облегчением увидеть, что на него не обиделись.

Второе правило – не допускать никаких помыслов.
Обида – это дверь, через которую могут ворваться самые нелепые и лживые помыслы: «Я плохой. Меня не любят. Все плохо!» и так далее.
Пусть наше сердце горит от обиды, но если мы не согласимся с этими вражескими помыслами и будем молиться, то очень скоро огонь обиды угаснет.

Кроме молитвы есть ещё одно очень сильное средство против обиды – это деятельная любовь к ближнему.
Вы, может быть, замечали, что часто именно в тот момент, когда мы страдаем от обиды и весь мир кажется нам черным, к нам подходит кто-нибудь с просьбой.
И очень важно не оттолкнуть этого человека.
Ведь его нам посылает Сам Господь, чтобы мы забыли о себе, о своих уязвлённых чувствах.
Любовь, которую мы проявим в этот момент, исцелит наше сердце лучше всякого утешения.


Ещё одна причина одиночества — это тщеславие.
Тщеславный человек принимает от ближних только похвалу, уважение, внимание, любовь.
Когда он находится в центре внимания, когда им занимаются, с ним разговаривают, его слушают, непрестанно повторяют ему: «Как ты нам нужен, как у тебя все хорошо получается!» – тогда он чувствует, что жизнь его полна, насыщенна, интересна.
Тогда он пребывает в благодушии, всех любит, со всеми в мире.

Но потом обстоятельства меняются, и окружающие временно перестают обращать на него внимание.
Например, потому что у них появились очень важные дела, к которым этот человек не имеет отношения, или может быть, потому что кто-то другой в данный момент больше нуждается во внимании и заботе.
Что тогда происходит с тщеславным человеком? Настроение у него сразу меняется.
Вдруг исчезают и мир и радость; он чувствует себя одиноким, брошенным; он скучает, и все окружающие кажутся ему холодными и равнодушными людьми.
И конечно, это нездоровое состояние показывает прежде всего то, что человек забыл о Боге.
Его сердце, вместо того чтобы наполняться Богом, заполнено его собственным «я».
Как же выйти из этого состояния? Как преодолеть тщеславие, а вместе с ним и одиночество?
Во-первых, будем ценить те моменты, когда ближние перестают обращать на нас внимание.
В эти моменты мы не утешаемся тщеславной радостью, мы чувствуем томление – и самое время нам вспомнить о Боге, обратиться к Нему с молитвой.
В эти моменты молитва становится особенно искренней, горячей.
И вместо прежней тщеславной, мелкой радости наша душа может наполниться истинной радостью о Христе.

Не будем бояться, когда ближние забывают о нас, оставляют нас одних — через это мы обретаем Бога.
А кроме того, начнём в такие моменты сами уделять внимание ближним.
Если кто-то вдруг перестанет с нами общаться, то подумаем:
«Наверно, у него какие-то очень серьезные проблемы. Предложу ему свою помощь.
А если она ему не пригодится, то помогу ему своим ласковым обращением, своей теплой заботой, своей молитвой
».

И тогда, как бы люди к нам ни относились, мы не чувствуем себя одинокими, мы мирны и спокойны.
О таком образе поведения очень выразительно говорит современный греческий старец, архимандрит Емилиан (Вафидис):
«Нельзя ждать от ближнего любви. Можно только одно: отрубить свою голову, чтобы показать ему свою любовь, и больше ничего».

Вот как горячо, как ревностно, как самозабвенно мы должны любить ближнего, быть готовыми сделать для него всё.
А ответной любви требовать нельзя.
И если мы соблюдаем этот закон, то никогда не будем одинокими.

Игумения Домника, настоятельница Ново-Тихвинского монастыря
Игумения Домника, настоятельница Ново-Тихвинского монастыря

 

настоятельница Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря

игумения Домника (Коробейникова)

Продолжение следует

 


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 218