Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 129 март 2013 г. >> Подготовка к великому посту

Подготовка к великому посту

Преддверие Великого поста
Читайте также:

Подготовка к Великому посту начинается за три седмицы (недели) до его начала (в этом году 24 февраля). Цель этого периода – постепенно настроить душу христианина на смысл поста — покаяние. Каждая из предшествующих Великому посту Недель (воскресений) и седмиц имеет своё название:

За три седмицы до Великого Поста Церковь воспоминает притчу о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14) — Неделя о мытаре и фарисее (24.02.2013).
Церковь призывает верных к размышлениям о покаянии истинном и показном.
С этого дня во все последующие Недели до конца Св. Четыредесятницы на утрени положены особые покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…».

В ознаменование того, что слепое следование букве закона (устава) несёт духовный вред, в следующие за этой неделей (воскресеньем) среду и пятницу пост отменяется, а седмица (неделя) поэтому называется «сплошной» или «всеядной», так как во все её дни, включая среду и пятницу, Устав позволяет скоромную (непостную) пищу: мясо, яйца, молочные продукты .


Неделя о блудном сыне (15:11-32) (3.03.2013).
В течение следующей за нею ещё разрешается употреблять мясные продукты, кроме среды и пятницы.

В субботу этой седмицы Церковь поминает усопших — это Вселенская (Мясопустная) родительская суббота.

Предпоследнее воскресенье, предшествующее Великому посту, посвящено грядущему Страшному суду Божиему, грехопадению и изгнанию Адама и Евы (Мф.25:31-46) — Неделя о Страшном Суде (Мясопустная) (10.03.2013), последний день, когда разрешено вкушения мяса (заговение на мясо).


Следующая за ней седмица именуется сырной, более широко известна как Масленица:
всю седмицу, включая среду и пяток разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты; однако, в среду и пяток, согласно Типикону, положена лишь одна трапеза вечером и богослужение в эти два дня имеют сходство с великопостным: не разрешается совершать Божественную литургию, читается молитва Ефрема Сирина с поклонами и др.

Последнее воскресенье пред Великим постом — Неделя Сырная, более известная как Прощёное воскресенье(17.03.2013): после вечерни в сей день совершается чин взаимного прощения, после чего начинается поприще Святой Четыредесятницы.


Митрополит Филарет (Вознесенский)

Проповеди митрополита Филарета (Вознесенского)"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче".
Эти слова мы с вами впервые услышали от Церкви в этом богослужебном году.
Невольно мысль возвращается назад; год тому назад мы с вами молились этими же словами — и как много ушло уже из этой жизни тех, кто тогда вместе с нами молился.
Нам Господь посылает еще эту милость. Мы с вами стоим пред дверьми покаяния.
Церковь нам напоминает этим песнопением не только о том, что Великий Пост приближается, но и о том, что без Божией милости и без Божией помощи мы как следует никогда не покаемся.

Представьте себе человека, который стоит перед закрытыми дверями; ему необходимо туда войти, ибо снаружи ему грозит какая-то страшная опасность, а ключа у него нет, и если ему никто не отворит этих дверей, то он погибнет.
Грешник, без всякого преувеличения, именно в таком положении и находится.

Ведь, что такое покаяние? И как должен каяться человек?
Когда-то о. Амвросий Оптинский на вопрос какой-то верующей души, сколько времени нужно для того, чтобы Богу принести покаяние, ответил так: для истинного покаяния не нужны ни годы, ни месяцы, ни недели, а мгновение!
Мгновение поворота — решительного поворота от грешной, нерадивой, пустой, легкомысленной жизни к жизни во Христе, к жизни истинно христианской.
Беда наша — в том, что нам все кажется, что мы не так уж и грешны.
Что слова о покаянии, об исправлении жизни относятся к каким-то другим отчаянным грешникам, а к нам это не так уж относится — мы себя особенно грешными не чувствуем.
Многие ведь, даже приходя на исповедь, начинают ее заявлением: "особенных грехов не имею…"

Полезно тут будет припомнить то, что, быть может, известно некоторым из вас.
Существует рассказ о том, как к одному старцу-подвижнику пришли две женщины; у одной был тяжкий грех, она, кажется, отравила своего мужа и сумела это скрыть, но совесть ее мучила постоянно, а у другой не было такого тяжкого греха.

И вот, когда они пришли к старцу, то старец этот сказал каждой: "Пойди на мой огород и принеси оттуда камни".
Той, у которой был тяжкий грех на душе, он сказал: "Ты возьми самый большой камень, какой только можешь поднять и принеси ко мне".
А другой сказал: "Вот тебе мешок. Набери мелких камней и принеси сюда".
Когда они обе это исполнили, то старец поблагодарил их за послушание и сказал:
"А теперь отнесите это обратно. Ты, грешница, отнеси и положи свой большой камень туда, откуда взяла, а ты, праведница, у которой нету больших грехов, все эти камешки положи каждый на свое место".
Первая сделала это без труда, а другая растерялась и вернулась фактически с полным мешком, потому что она, конечно, не могла вспомнить, какой камень откуда взят, а обманывать старца не хотела; так с полным мешком и вернулась.

Вот тогда старец ей и говорит:
"Смотри, у этой женщины тяжкий грех, но она постоянно о нем помнит и все время его оплакивает, а покаянные слезы омоют любой грех.
А ты не можешь оплакать свои грехи, потому что ты даже и не помнишь этих, так называемых повседневных грехов; а ведь тяжесть твоего мешка — такая же, как и этого большого камня
".

Так вот и нужно нам помнить, что все мелкие грехи, которые из нашей памяти ускользают, которые сливаются в одно неопределенное сознание греховности ("конечно, мы грешные, но может быть и не так уж сильно"), все эти грехи для души нашей являются страшною тяжестью и погубят ее, если мы свою душу не освободим от них в этой жизни, ибо после смерти покаяния нет.

Когда человек это поймет, почувствует тяжесть грехов своих, то тогда он устремится от жизни греховной к доброй христианской жизни, если только он решится на тот поворот, для которого, как говорил великий старец, нужен только момент, чтобы решиться и повернуться.

Вот скоро будет читаться Евангелие о блудном сыне, который осознав неправильность своего поведения и ужас своего состояния, не остался там, где он был, а сказал: "Встану и пойду к отцу своему".
И это не осталось у него только на словах, а он сразу встал и пошел.
А как его принял отец — мы знаем, да и услышим скоро в святом Евангелии.

Итак — напоминая нам о покаянии Церковь напоминает и о том, что без милости и помощи Божией мы не можем покаяться как следует, т. к. не видим как должно своих грехов и не чувствуем их тяжести.

Потому-то мы и молимся, чтобы Господь просветил наши очи, и этим открыл пред нами двери покаяния, без которого мы в царствие Божие никогда не войдем. Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский, Георгий Николаевич, 1903 - 1985) — Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (1964-1985).


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 51