У страсти тщеславия есть ещё такая отрасль, как страсть зависти. Она тоже может привести к одиночеству.
Зависть возникает оттого, что мы не хотим быть меньше наших ближних.
Мы хотим быть большими или, в крайнем случае, равными.
Но как много мы теряем, имея такую установку!
Один писатель говорил:
«Я предпочитаю думать, что все вокруг лучше меня.
Потому что, если я так думаю, то я всегда нахожусь среди прекрасных, достойных людей.
А это и есть счастье».
Человек, который завидует, весь сосредоточен на своем «я».
Достоинства и успехи ближнего являются для него лишь мерилом самого себя.
Другой имеет талант, а я почему не имею? Другого любят, а я что же, недостоин?
Другой преисполнен добродетелей, а мне почему Бог не дал?
Завидующий человек видит только себя, обделённого благами, и не видит ближних.
И потому он одинок.
Когда же он перестанет измерять себя, а будет просто смотреть на ближних с радостью:
«Какие прекрасные люди меня окружают! Как мне повезло!» – тогда одиночество его кончится.
Зависти вообще не нужно верить.
Нам часто кажется, что мы завидуем по объективным причинам – другой человек имеет больше, другого больше любят, и мы не можем не завидовать.
А на самом деле, и у нас есть многие блага, – ведь Бог каждому человеку дает много благ, – и мы окружены любовью, но просто не замечаем этого.
Другая серьезная причина одиночества – неправильное отношение к неудачам, уныние из-за неудач.
Это очень распространенное явление.
Может быть, отчасти в этом виноват культ «успешного человека», который в наше время насаждается через книги, фильмы, рекламу.
У этого человека все всегда получается, неудачи ему неведомы.
И мы так привыкаем ориентироваться на этот образец, что забываем о главных христианских добродетелях — смирении, терпении и уповании на Бога.
Но ждать от себя во всем безупречности — это порочный путь, он ведет к унынию, замкнутости и, как следствие, к внутреннему одиночеству.
Простой пример.
На работе начальник дал нам ответственное поручение и очень надеялся, что мы выполним его хорошо.
Мы и сами на это надеялись, но по каким-то причинам хорошо не получилось.
И вот перед нами два варианта поведения.
Мы можем сразу расстроиться:
«Ну как же это? Вот, всех подвел и сам опозорился. Теперь начальник перестанет мне доверять и сослуживцы станут смеяться».
Нам действительно начнет казаться, что все смотрят на нас с оскорбительной жалостью и ухмылками и что начальник, проходя мимо, косится на нас с раздражением.
Но мы можем повести себя и по-другому.
Прежде всего обратиться к Богу с молитвой о помощи.
В таких случаях, когда душа в смятении и мысли тревожно мечутся из стороны в сторону, лучше всего помогает краткая молитва Иисусова.
Затем сесть и подумать.
Если есть возможность как-то исправить положение, то постараться это сделать.
А если ничего уже не исправишь, то принять эту ситуацию, искренне попросить у начальника прощения и, если так случится, понести наказание.
Отнестись к этому обстоятельству по-христиански и извлечь из него урок.
И я уверяю вас, что такое поведение только прибавит вам авторитета.
Человек, который способен смиренно признать свою ошибку, обладает огромной внутренней силой, и окружающие не могут этого не ощущать.
Наверное, кто-то возразит: ошибка — это одно, а если я впал (или постоянно впадаю) в какой-то грех, как же мне не унывать?
Но и здесь святыми отцами предлагается тот же трезвый подход, что и в любой другой житейской ситуации: «упал — вставай».
Сознайся Богу и себе в своей немощи и продолжай бороться.
Конечно, при помощи молитвы, потому что помочь нам подняться может только Господь.
Причиной нашего духовного одиночества могут стать также самомнение и своеволие, когда человек в любой ситуации предпочитает себя: свое желание, свою волю, свое мнение.
Существует одно страшное заблуждение, которому, тем не менее, все мы верим: считается, будто счастье человека состоит в том, чтобы исполнялись все его желания.
Мы так и пишем друг другу в поздравительных открытках: «И пусть исполняются все твои желания!»
Но в действительности тот, кто исполняет любое свое желание, – это самый несчастный человек на свете.
У него, как правило, всегда плохое настроение, потому что все вокруг не по нём. Такой человек невольно оказывается в изоляции.
Он чувствует только себя самого, сердце его закрыто для Бога и для людей.
Чем больше он настаивает на своем, чем больше он требует – тем меньше люди желают общаться с ним.
Если самомнение и своеволие действуют в человеке свободно, если с ними не борются, то они порождают одну из самых главных причин внутреннего одиночества — нежелание жертвовать собой ради ближнего.
Все знают, что есть такие люди, которые, казалось бы, совершенно не созданы для одиночества.
Они и умны, и общительны, и благовоспитанны, и многие люди чувствуют к ним расположение.
Но все же они остаются одинокими. Почему?
Да просто потому, что ничем не хотят поступиться ради другого человека, даже в мелочах.
Например, кто-то привык каждый воскресный вечер, в определенный час, сидеть за чашкой горячего чая и читать книгу.
И если как раз в это время стучится пожилая соседка и просит сходить в аптеку, — то ему бывает чрезвычайно тяжело поступиться своей привычкой.
И он чаще всего отвечает: «Извините, Марья Ивановна, я сейчас не могу, у меня много дел».
Или человек привык, допустим, к тому, что тапочки стоят всегда справа от входа.
И если кто-то вдруг проявил неосторожность и поставил их с другой стороны, то ему обязательно сделают строгое внушение:
«Знаете, в моей квартире обувь всегда стоит вот здесь».
Такой человек иногда и видит, в какую темницу он себя посадил, но когда он вспоминает о евангельском повелении отдать за ближнего и душу, то у него начинает кружиться голова: «Нет, на такую вершину мне не взойти», — и он поспешно прячется в привычную размеренную жизнь.
настоятельница Екатеринбургского
Ново-Тихвинского монастыря
Игумения Домника, настоятельница Ново-Тихвинского монастыря
настоятельница Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря
игумения Домника (Коробейникова)
Продолжение следует |