Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 132 июнь 2013 г. >> 23 июня - День Святой Троицы. Пятидесятница

23 июня - День Святой Троицы. Пятидесятница

Пресвятая животворящая Троица
Читайте также о праздниках:
 

В день Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов.
Это событие явилось завершающим звеном в откровении миру трех Лиц Единого Бога, и потому Пятидесятницу часто называют ещё днём Святой Троицы.

Христианство учит нас, что Единый Бог, Создатель вселенной, познаётся и существует в трёх Лицах, есть Бог Троица — Отец, Сын и Святой Дух.
Лица Троицы — это не три Бога, но один Бог.
Тайна Святой Троицы недоступна и неисчерпаема не только для людей, но и для Ангелов.
Это есть тайна внутренней жизни бесконечного и непостижимого Бога.

Для того, чтобы как-то приблизить нас к этой тайне, святые отцы указывали на некоторые подобия Бога Троицы, видимые в сотворённом Им мире.
Таких подобий имеется много.
Вот, например, солнце, дающее жизнь всему.
В солнце различимы три вещи: солнечный круг, свет, рождающийся от него, и тепло, исходящее от него.
Эти три вещи — круг, свет и тепло — едины и имеют одну и ту же световую природу.
Подобно и Лица Святой Троицы едины и имеют одну общую Божественную природу.

Другой пример: родник.
Здесь также различимы три вещи — глубокие подземные воды, струя воды, бьющая из-под земли, и речка, образующаяся из этой струи.
Все три вещи — подземные воды, струя и речка — образуют единый ток одной и той же воды.
Подземные воды, невидимые и недоступные, есть в этом сравнении образ Отца; струя, от них рождающаяся и являющаяся в видимый мир, — образ Сына; и речка, происходящая из этих же подземных вод и ими же питающаяся на протяжении всего течения, — образ Духа Святого.
Речка течёт по земле на большое расстояние, орошает её и даёт ей жизнь.
Подобно этому и Дух Святой является в мир через Христа, Сына Божия, и даёт вечную жизнь всякому, кто причастен Ему, кто очистился и сделал себя способным вместить Его.

В этом приятии, в этом стяжании Духа Божия и заключается смысл жизни христианина на земле.
Кто принял в себя Святого Духа, кто стяжал Его Благодать, тот стал причастным вечной жизни, тайны Будущего века, тот освятился и стал новым творением, новым человеком, сыном и наследником Самого Господа Бога.
Преподобный Макарий Египетский говорит, что, когда душа придёт в единение и срастворение со Святым Духом, тогда она становится вся — светом, вся — оком, вся — духом, вся — радостью, вся — упокоением, вся — любовью, вся — милосердием, вся — благостью и добротой.

Как же соединяется Благодать с человеком?
По словам святых отцов, это происходит подобно тому, как огонь соединяется с железом или углём.
Если железо или угль, сами по себе холодные, тёмные и невзрачные, примут в себя естество огня, то они становятся совершенно другими — ярко светящимися и излучающими тепло.
Подобно этому и сотворённая из праха человеческая природа, сама по себе непричастная Божественного света, Божественного бытия и вечной жизни, когда принимает в себя Благодать, то становится совершенно иной — богоподобной, святой и небесной.
Все угодники Божии, которых мы почитаем, потому и являются, и именуются святыми, что приняли в себя изобильно Благодать Божию, освящающую всякого, к кому она приходит, и наделяющую человека вышеестественными дарами.

Таким образом, христианин освящается и достигает совершенства только тогда, когда он принимает Благодать Святого Духа. Если же он не примет Благодати, то можно сказать, что его христианская жизнь не удалась, потому что в этом случае он так и остался холодным, чёрным, потухшим углём, чёрной головешкой, непричастной небесного огня и света.
Из всего сказанного видно, что каждому христианину обязательно, непременно и неуко
снительно нужно приобретать Благодать Святого Духа.
Как же нам её приобретать?
Ответ может быть только один: через жизнь по заповедям Христа.
Об этом Он Сам говорит в Евангелии:

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины…»

То есть, для того, чтобы принять Духа Святого, нужно внимательно изучать заповеди Христа и исполнять их в своей жизни.

Увы, часто об этом самом важном условии мы забываем, будучи даже как будто бы церковными и духовными людьми.
Вот, например, человек ходит в храм, соблюдает посты, исповедуется, причащается.
Все это, конечно, он хорошо и правильно делает, однако, если, проводя христианскую жизнь, он не исполняет внимательно заповеди Христа, то Благодать не придёт в его душу, хотя, может быть, и находится где-то рядом с ним, ради его трудов, его молитв и церковных таинств.
И случай этот является очень частым, ибо, исполняя внешние дела церковной жизни, мы почему-то считаем, что такого исполнения для нас вполне достаточно.
При этом мы небрежём о соблюдении Христовых заповедей, — о том, чтобы никого не осуждать, чтобы иметь кротость, чтобы хранить чистоту не только тела, но и души, чтобы уметь прощать и легко мириться с ближними, чтобы быть щедрыми, несварливыми, нелицеремными.
Мы нарушаем эти заповеди буквально на каждом шагу, — как же можем мы надеяться принять Благодать Божию?
Такая надежда тщетна: неочищенная душа не может стать сосудом Благодати. Ведь не будет же никто вливать драгоценную какую-нибудь и чистейшую жидкость в разбитую грязную бочку…
Эрнст ЛИССНЕР.  Троице-Сергиева лавра

Эрнст Лисснер.  Троице-Сергиева лавра


Святые отцы говорят, что как улетают пчёлы, когда их окуривают дымом, так и Дух Святой удаляется от той души, в которой видит и чувствует смрадный дым страстей, греховных мыслей и сердечных движений, таких, например, как зависть, неприязнь к ближнему, злопамятство, блудные мысли, гордость, тщеславие и тому подобное.
И, наоборот, как пчёлы прилетают на цветы, где есть нектар, так и Дух Святой приходит в те души, где есть благоухание добрых мыслей и чувств: таких, как любовь к ближнему, кротость, смирение, щедрость, великодушие, чистота и тому подобное, — одним словом, в те души, которые трудятся и стараются исполнить в своей жизни заповеди Христа.


Итак, из всего сказанного следует, что для стяжания Благодати нам непременно нужно обратить внимание на точное исполнение Евангельских заповедей.
Потрудимся же, братия и сестры, над тем, чтобы не просто читать Евангелие, но и входить в смысл того, что там написано, и чтобы не умом только понимать заповеди Христа, но и исполнять их в своей жизни.
Ведь если мы их исполним, то Господь по неложному Своему слову дарует нам тот небесный огонь Пятидесятницы, который и нас, как некогда апостолов, сделает истинными христианами, возлюбленными детьми Божиими, наследниками Воскресения и жизни вечной о Христе Иисусе, Господе нашем.
Аминь.
Священник Иоанн Павлов

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 10