Мы приехали в Белград ранним утром 6 июня.
Уже неподалёку от вокзала увидели украинские флаги: в эти дни Сербию посетил наш Президент с многочисленными сопровождающими официальными лицами.
Подписаны договоры в различных областях сотрудничества.
Дай Бог вспомнить, что мы – братья, и прежде всего, что мы – православные.
Столица представала перед нами разноликой.
Среди восстановленных зданий вдруг громада разрушенных при бомбардировке 1999 года многоэтажек.
Миниатюрные одноэтажные домики под черепицей соседствуют с суперсовременными стеклянными фасадами, новенький трамвай равноправен стареньким автомобильчикам…
Так и здесь: неподалёку от сербского парламента – Скупштины, в Ташмайданском парке, за алтарной частью очень большого, высокого храма ап. Марка словно за спиной доброго великана приютилась крохотная церквушка с таким родным, как-то по-детски беззащитным куполком цвета небесной лазури.
Это Свято-Троицкий храм – подворье Московского Патриархата в Белграде. Сердце русской эмиграции в Сербии.
С волнением и каким-то самой не понятным восторгом вхожу, прохожу к центральному аналою, к иконам и святыням.
На аналойчике справа – кусочек бежевого связанного крючком полотна.
Подпись поясняет: «Часть шали, связанной царевнами… Ею укрывался царевич Алексий во время болезни в Ипатьевском доме».
Множество частичек мощей святых.
Икона св. благов. кн. Александра. Под нею подпись (орфография до 1918 года): «Образ сей сооружён Русскими людьми, в разсеянии сущими, в память предательски убиенного 25 января ст. ст. 1920 г. в гор. Иркутске Верховнаго Правителя России, Адмирала Александра Васильевича Колчака».
Сень с иконами Святителя Николая и св. кн. Александра Невского, сделанная в память убиенных царей: императора Николая II и югославского короля Александра I. Кивот с иконой Воскресения Господнего: Белый Ангел, на камени седящий, с женами-мироносицами из монастыря в Сараево.
Кивот с иконой свт. Петра Московского, сделанный в память о протопресвитере Петре Беловидове – основателе и первом настоятеле храма.
Могилы двух его последователей – протоиереев Виталия (†1974) и Василия (†1996) Тарасьевых (отец и сын, сейчас настоятельствует внук – иерей Виталий Тарасьев).
А у входа справа – не замеченная мною сразу могила из белого мрамора. На ней два слова: Генерал Врангель.
Пётр Николаевич Врангель – легендарный военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, Правитель Юга России и Главнокомандующий Русской Армией в Крыму и Польше, организатор эвакуации Русской армии из Крыма (около 100 тыс. человек)… Скончался в Брюсселе в 1928 году, успев высказать пожелание быть погребённым в православной стране: таковой тогда была Сербия.
Король Александр I Карагеоргиевич, окончивший Пажеский корпус в Санкт-Петербурге, после революции предоставил убежище и во всём покровительствовал русской эмиграции. Благодарные сербы, возможно, не забыли о помощи, которую они всегда получали от русских.
Не забыли участия русского императора Александра II при изгнании турков, помнили о помощи русских зимой 1916 года.
Тогда около 120 тыс. сербских воинов, отступавших через заснеженные албанские горы под натиском превосходящих сил немцев, австрийцев, венгров и болгар, были брошены союзниками на произвол судьбы, и только решительное вмешательство российского императора Николая II, взявшего на себя все расходы по их эвакуации и настоявшего на ней, спасло сербов от неминуемой гибели…
Первая волна русской эмиграции, цвет нашей нации, появилась в Королевстве сербов, хорватов и словенцев в 1920-м году. Но изгнанникам было неуютно даже в таких близких по духу храмах, как сербские. Хотелось хоть осколочка, но Родины, пусть утерянной.
Община образовалась сразу же. Регулярные богослужения совершались сначала в гимназии, а в 1923 году был выделен бывший морг на Старом кладбище. Тогда же духовный предводитель русских беженцев Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) обратился к Сербскому Патриарху Димитрию с просьбой выделить именно это место для строительства временной часовни для русской общины.
И уже 4 января 1925 года новый храм был освящён. К концу 20-х годов появился прекрасный иконостас, расписанный рукой русского князя М.С.Путятина. |
Храм стал духовным центром, в нём происходили и архиерейские хиротонии.
Именно здесь 10 июня 1934 г. митрополит Антоний совершил архиерейскую хиротонию архиепископа Иоанна Шанхайского.
При храме были основаны православные братства: прп. Серафима Саровского, св. кн. Владимира Киевского, отца Иоанна Кронштадтского, святого Анастасия и святого Иоанна Богослова (кружок студентов Духовной Семинарии).
Многие выдающиеся церковные деятели служили здесь Божественную Литургию.
Ещё до 1944 года здесь хранились знамёна старых русских полков и пребывала великая святыня русского зарубежья икона Божией Матери Знамение – Курская-Коренная.
Практически все иконы, находящиеся в Троицком храме сегодня, некогда принадлежали беженцам.
Книги и иконы – вот что предпочли взять они среди немногого прочего с собой в изгнание.
И самое дорогое они отдали в храм, который не временно, а навсегда стал для них олицетворением Отечества.
В недавнем прошлом при храме основана иконописная мастерская и издательство «Святая Троица». |
В 1999 году храм пострадал при гранатном обстреле Национальной телекомпании, расположенной рядом. Пока шли восстановительные работы, богослужения совершались в Иверской часовне, которая вместе с памятником русским солдатам и офицерам – участникам Первой мировой войны, что на новом кладбище, представляет собой Русский Некрополь в Белграде.
Вот так за полчаса, проведённые в центре сербской столицы, я окунулась в нашу историю менее, чем столетней давности.
Ощутила горечь и боль изгнания.
И светлую радость Богообщения, ибо Господня земля и исполнение ея.
|