Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 135 сентябрь 2013 г. >> Здесь подвизался святитель Феодосий. Свято-Николаевский Крупицкий Батуринский монастырь

Здесь подвизался святитель Феодосий. Свято-Николаевский Крупицкий Батуринский монастырь

Батуринский Николо-Крупицкий монастырь

"Представляешь, поворот реки – и перед нами колокольня! А вокруг всё заболочено.
Как островок – и на нём, как оказалось, монастырь. Главная святыня – икона Свт. Николая.
Нам даже открыли храм, где она находится. Там несколько храмов, икона в главном.
Кроме помощницы игумении и ещё одной матушки мы никого не видели.

К монастырю от реки идёт дорога: насыпная дорога через заливные луга с березняком, осиной.
Луга, которые никто никогда не кашивал. Дорога от реки – прямой нет, метров 500, так что место нелюдное. Утром того же дня, совсем рано, из тумана над рекой вдруг показался лось, совсем непуганый. А днём приплыли к монастырю, даже не знали, что он здесь.
Село в нескольких километрах, до Батурина далеко. Мостов поблизости нет, переправляются на лодках, и есть паром.

Что поразило? Очень много цветов, и цветов ухоженных.
Знаешь, как будто в раю. И очень чисто, аккуратно. Очень чисто
".

Так несколько лет назад я впервые услышала о Крупицком монастыре.
Это из традиционного летнего сплава по одной из небольших украинских рек – в том году по Сейму – возвратился прихожанин нашего храма Владимир Покалюк.
Сплавлялись они втроём: о. Николай Кобец, Виталий Василевский, упокоившийся зимой этого года (вечная тебе память, дорогой человек, добрее которого редко встретишь) и Володя.

А ещё через 3 года, в 2010, так же неожиданно для себя оказался в обители иеромонах Викентий (из Мгарского монастыря).
И так же радостно, но с какой-то тихой, сокровенной радостью, делился своими впечатлениями, очень похожими на Володины.

"Представляете, возвращаемся домой. Вдруг вижу на дороге указатель: "Монастырь". Что за монастырь? А свернём, видно Господь нас ведёт в  обитель. Как-то добрались. Шла служба: батюшка служит, матушка старенькая одна на клиросе. Никого больше, а так хорошо. Отстояли службочку, помолились. Матушка захлопотала, давай нас угощать, чем Бог послал. Вот так и живут: тихо, спокойно, по уставу служат, никуда не спешат. А потом матушка села на лодочку и поплыла по делам. Вот где спасаться удобно!"

Послушала, порадовалась, подумала, что хорошо бы съездить когда-нибудь.

А сейчас, накануне дня прославления Святителя Феодосия, размышляла о Свт. Феодосий Черниговскийтом, что не так уж и много мест освящено земным присутствием покровителя нашего храма.
И вдруг, перечитывая житие, поймала  себя на мысли: а ведь именно в этой обители святитель был рукоположен во иеромонаха.
Отсюда начался почти 40-летний священнический, духовнический его путь.
Здесь он положил начало трудам по "собиранию своих птенцов под крыло", если сказать, немного перефразировав слова акафиста. Неустанным трудам пастырским, благодаря которым был широко известен, почитаем и горячо любим.

Трогательно сохраняется в монастыре память пусть о непродолжительном, но, очевидно, ярком присутствии в нём святителя.
Ежедневно в домовой церкви кроме правила читаются акафисты.
И среди них, помимо акафиста святителю Николаю Чудотворцу и святителю Димитрию Ростовскому, который именно в этой обители трудился над главным своим произведением – "Четьими Минеями" ("Житиями святых"), поётся акафист и святителю Феодосию.

Порой в наименовании обители отражено то, что сразу и не угадаешь.
Положим, "Свято-Николаевским" на Руси никого не удивишь – редко где так чтят "Николу", как у нас.

"Батуринский" указывает на расположение неподалёку от когда-то крупного города, гетманской столицы Батурина.

А вот откуда "Крупицкий"?
Оказалось, что и посвящение свт. Николаю – не только дань любви.
"Здесь, в так называемом ветхом монастыре (который располагался неподалёку от современного), на кургане в древнее время явился чудотворный образ святителя Николая, в память сего явления была основана новая обитель.
На этом месте, во время нападения татар, братии монастыря и множеству народа, укрывшегося от неприятеля и томимого голодом, была подана небесная пища – падали с облаков крупы, которым питались осаждённые, отчего монастырь назвали Крупицким".
Так повествует об основании обители и чудесном спасении от голода святитель Димитрий: его рукою сделана запись на напрестольном Евангелии. Чудесные же крупы хранились в серебряном ковчеге до рубежа 17-18 веков.
Далее о них ничего не известно.

По многим данным можно с уверенностью сказать, что монастырь был основан, как и многие обители Руси, до монгольского нашествия, то есть, до 1240 года. Но был разрушен и возродился на пепелище в середине ХVI века.
В нём подвизались многие достойные мужи, среди них игумен и схимник Исаакий (Григорович), гроб и тело которого было обнаружено нетленным; игумен Феодосий (Тугуревич), ставший позже ректором Киево-Могилянской Академии; игумен Димитрий (Туптало), впоследствии митрополит Ростовский, Варлаам (Ясинский), архимандрит Печерский…

В октябре 1659 года блюстителем Киевской митрополии был назначен Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович).

В это время Феодосий (Угличский, Черниговский), прежде бывший архидиаконом Киевской Софии, стал уже иеромонахом Крупицкого Батуринского монастыря. Святитель Феодосий был "мужем благоразумным", он не пошёл за (фото 2009р.)митрополитом Дионисием (Балабаном), который перешёл на сторону "поляков, к врагам Православия и народности", а следовал за своим учителем, Лазарем (Барановичем), защитником Православия.

К началу ХХ столетия в монастыре было несколько каменных храмов с чудесной работы иконостасами, колокольня (ныне реставрируется), настоятельский и братские корпуса, большое хозяйство.
Хранилась великая святыня – частица мощей вмц. Варвары (и сегодня возрождена традиция, начало которой положил свт. Димитрий в 1691 году: еженедельно в монастыре поётся акафист сей святой).
В богатой библиотеке находилась даже Острожская Библия 1581 года, уничтоженная в 30-х или 40-х годах XX столетия.

По неведомому нам промыслу Божию с установлением советской власти Крупицкий монастырь не избежал общей участи: в 1922 году обитель была закрыта, братия разогнана.
Храмы, братские корпуса, библиотеку и обширное хозяйство разграбили и разорили с жестокостью.
Церковную утварь, иконостасы, духовные книги изрубили, содержащихся на ферме 200 коров и волов перестреляли, а трупы несчастных животных сожгли.
Величественный Свято-Никольский собор, некоторые постройки и даже кирпичную стену, ограждающую территорию монастыря разобрали по кирпичику до фундаментов.
Существовавший с древних времен в ските колодец засыпали всяким хламом и мусором.

В 20-х годах XX века в теплой монастырской церкви в честь Преображения Господня открыли клуб, но после совершения в нем убийства девочки, его закрыли и использовали как зернохранилище.
Через несколько лет с церкви был снят купол. Здание вскоре разрушилось.
В 30-е годы деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца в ските был разобран.

Немало разрушений принесла и Великая Отечественная война.
После войны здесь был колхоз, затем школа. Но здания пришли в аварийное состояние.
Тогда практически руины передали Украинской Православной Церкви.
Новая страница истории древнего монастыря открылась в 1999 году.
С тех пор это женский монастырь.


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 200