Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 137 ноябрь 2013 г. >> Игумения Нина (Боянус). Из книги "Наши беседы о жизни"

Игумения Нина (Боянус). Из книги "Наши беседы о жизни"

Игумения Нина (Боянус)
Читайте также:
Что представляют из себя многообразные потребности человека? Откуда они вытекают? Что есть та сложная единица человеческой души, которая выражается и в высоком парении, и в низком пресмыкании?
Вот те вопросы, на которых необходимо остановиться, ибо от них зависит разрешение всех остальных, какими мы задаемся: “есть ли счастье?”, “где удовлетворение?”, “как нам жить?” и прочие.

Из всей совокупности откровения Божия, данного нам в священных книгах Ветхого и Нового Завета, мы узнаем, что в человеке, кроме неоспоримых видимых потребностей телесных, существуют наклонности душевные и присутствует особая природа духовная.
На обиходном языке мы сливаем понятия души и духа, употребляем их как синонимы, но на языке точном эти понятия резко отличаются один от другого.

Под душой разумеется дыхание жизни, образующее живую особь из неодушевленной природы.
Душа есть индивидуальная личность, одаренная богатым психическим аппаратом мысли, чувства и воли, носительница ей принадлежащего, ею управляемого тела.

“И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою” (Быт. 2, 7).
Духовное начало составляет особый дар Бога человеку, именно тот дар, который явно принес на землю воплощенный Бог Слово, о Котором в Евангелии сказано:
“Верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими” (Ин. 1, 12), – и ради которого Сам Богочеловек стал новым Родоначальником человечества, новым Адамом – “духом животворящим” (1 Кор. 15, 45).
Как Бог есть Дух, так поклонение, или жизнь в Боге, есть поклонение Ему духом и истиной, или жизнь в духе и истине (Ин. 4, 23–24).

Душевной жизнью поэтому мы назовем весь кругооборот наших психических интересов: науку, искусство, политику, общественную жизнь и личные потребности – во всем их разнообразном соприкосновении друг с другом.

Духовной жизнью мы назовем Божественную правду, вечные Божественные цели истины и добра, отражающиеся в требованиях и запросах нашей совести.

Духовное начало в человеке есть его главная сущность – самая его сердцевина.
Оно проникает во все стороны душевной (психической) жизни, оно освящает собою тело человека, которое поэтому и называется храмом, храмом Святого Духа, с которым человеческий дух может и должен находиться в общении.
Идеальная гармония человеческого существа получается от соразмерного (пропорционального) развития всех его способностей и их взаимоподчинения вечному духовному бытию.
Когда это бытие царствует, а все остальные жизненные, постоянные и временные, задачи находятся от него в строгой зависимости, то человек пребывает в полном равновесии, устойчиво плывет навстречу стихии борьбы и в самом себе достигает невозмутимого, ясного удовлетворения. Напротив, перевес души над духом ввергает человека в состояние неудовлетворения, которое переживается внутренней тоской и отчаянием в различной степени, в разном виде и проявлении.
Духовные цели могут обнимать собою все области душевной жизни.
Наука, искусство, политика, общественные и личные интересы – все не чужды элемента вечного, но они могут и далеко уклоняться от них, сосредоточиваться на самих себе и в таком случае обрекаются на постепенную и верную погибель.
Такая именно душевность, чуждая духовного, Евангелием осуждается.

Апостол Иаков, например, говорит, что мудрость, не свыше сшедшая, – “земная, душевная, бесовская” (Иак. 3, 15).
Апостол Павел говорит, что “душевный человек не принимает того, что от Духа Божия” (1 Кор. 2, 14).
Кто в данном случае подразумевается под именем душевного?
Тот, кто порабощен одними интересами жизненного водоворота, кто обратил ежедневную злобу в самоцель, кто заглушил в себе голос совести и призыв идеальных стремлений к совершенству.

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 836