Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 139 январь 2014 г. >> История установления праздника Рождества Христова

История установления праздника Рождества Христова

Икона «Рождество Иисуса Христа»
Читайте также:

Празднование 25 декабря/ 7 января

В III в. получает начало праздник Богоявления Господня, в который вспоминались события Рождества Христова и Его Крещения от Иоанна в Иордане.Икона «Рождество Иисуса Христа»

Впервые об этом празднике упоминает св. Климент Александрийский.
Чем было вызвано относительно позднее возникновение почитания Рождества Христова?
Ранняя Церковь почитала день Воскресения Христова, почитала дни кончины мучеников.
«Замечателен взгляд на кончину мученика, как на день рождения его (natalitiae).
Этот взгляд был причиною того, что церковный год и впоследствии совершенно не имел дней рождения святых, исключая Спасителя, Богоматери и Иоанна Крестителя, и что даже эти дни рождения, не исключая Рождества  Христова, стали праздноваться сравнительно поздно
».

Праздник Богоявления праздновался 6 января по Юлианскому календарю.
Почему была выбрана именно эта дата?
Причиной служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а «таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения.
Второй Адам – Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам – в шестой, которому соответствовало 6 января, первого месяца года
».

Установление праздника имело две причины.
Во-первых, воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия.
Во-вторых, празднование Крещения у еретиков-гностиков, которое привлекало своей красотой, но несло ложные идеи.
Тогда Православная Церковь установила торжественный праздник Богоявления.
Основной мыслью праздника стало то, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во пло­ти.

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии).
Начиная с 336 года праздник Рождества стал отмечаться 25 декабря по Юлианскому календарю (ст.ст.).
В этот день язычники чествовали непобедимого Бога Солнца (Natalis Solis Invicti), то есть победу света над тьмой, преобладание дня над ночью.
Этому языческому празднику христиане Рима противопоставили великий праздник Рождества Солнца Справедливости, Рождества Христова.

Вскоре повсюду на Западе Рождество стало отмечаться 25 декабря по ст.ст.
Это нововведение постепенно распространилось и на Востоке по указанию императора Аркадия и благодаря усилиям святого Иоанна Златоуста.

Так, с 376 года Рождество стало праздноваться 25 декабря по ст.ст. в Антиохии, с 433 г. – в Александрии, с 549 г. – в Иерусалиме и т. д.
Итак, все Церкви стали отмечать Рождество 25 декабря по ст.ст., а Крещение – 6 января по ст.ст.
Только Армянская церковь сохранила древний обычай празднования Рождества Христова и Крещения в один день – 6 января по ст.ст.


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 39