Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 139 январь 2014 г. >> 17 января – 40 дней со дня преставления ко Господу Анатолия Захаровича Моисеева

17 января – 40 дней со дня преставления ко Господу Анатолия Захаровича Моисеева

Икона «Рождество Иисуса Христа»
Читайте также:


Идеже лицы святых, тамо вчини, Владыко,
послужившего Тебе всем сердцем

Раннее утро, наш храм до поры пуст. На подсвечниках – множество больших свечей, которые с трудом помещаются в узкие луночки.
Свечи иногда падают. Около них хлопочет невысокий, коренастый, уже не молодой мужчина.
Серебрятся волосы, а глаза… Дивные голубые глаза взглядывают на тебя при приветствии, улыбка освещает лицо так, что нельзя не воспрянуть духом, даже если на сердце не очень легко.
Это Анатолий Захарович Моисеев, наш "Захарович".

Очень часто на неделе можно было видеть эту картину. 7
часов утра. Свечи горят, Анатолий Захарович замер в молитве на богослужении недолгие минуты перед своей любимой опасной работой.
И – убегает, чтобы опять и опять поднимать в небо самолёт. 

"Захарович часто звонил  и просил с вечера оставить ему большие свечи, всегда гривен на 700-800, – рассказывает Надежда Кирпа, подвизающаяся на свечном ящике. – Он приходил заранее, до службы, расставлял эти свечи. Всегда был приветливым, улыбался. Даже когда уже сильно заболел, очень похудел".

"Анатолий Захарович был моим учителем: строгим, требовательным", – говорит лётчик-испытатель Евгений Галуненко.

"Он очень переживал за дело, за полёты, за лётчиков", – вспоминает лётчик-испытатель Евгений Рябинин.

Да, главным делом, которое доверил Анатолию Захаровичу Господь, было покорение неба.
Как раб верный, получивший от Владыки своего десять талантов, он преумножил их.

48 лет из 67 прожитых были связаны с полётами.
После окончания Оренбургского лётного училища, в котором учились Юрий Гагарин и другие космонавты, Анатолий Захарович ни на минуту не переставал совершенствоваться в профессии: школа лётчиков-испытателей, Московский и Харьковский авиационные институты…

С 1985 года до выхода на пенсию в 65 лет он работал на АНТК им. Антонова.

Летал и проводил испытания практически на всех современных самолётах (их различных модификациях): Як, Л, Ил, Су, МиГ, Ту, С, Ан; всего освоил около 50 типов самолетов.
На самом большом самолете в мире Ан-225 «Мрия» (на нём Анатолий Захарович пролетал с 1994 года 17 лет) установил в 2001 году 124 мировых и 214 национальных рекордов Украины, в 2004 – ещё 6 мировых и 8 национальных рекордов.
Общий налёт его более 19700 часов, испытательный – 4742 часа. 10 раз в полёте отказывал двигатель, но благодаря спокойствию, профессионализму, глубокой вере командира трагедии не случилось.
За проявленное мужество при испытаниях новой авиационной техники награждён орденом «За мужество» III степени и  медалями.

В августе 2009 года компания "Авиалинии Антонова", экипаж которой на самолете Ан-225 "Мрія" перевёз груз весом 186,7 тонн, была зарегистрирована в Книге Рекордов Гинесса. Сам супертранспортник попал в Книгу Рекордов гораздо раньше – сразу после первого полета.  

Из интервью с Анатолием Захаровичем:
Внесение в Книгу Рекордов Гинесса как-то повлияло на Вашу карьеру?
 – Нисколько не повлияло! Тщеславие – это пустое высокомерие. Я считаю, что все наши достижения – благодаря Господу.
Я – всего лишь маленькая песчинка в этом мире, а тщеславными становятся только слабые люди
.

Летчик-испытатель 1 класса, Командир 17-го объединённого летного отряда ГП «Антонов»,
Заслуженный работник транспорта,
Пилот гражданской авиации 1 класса,
Мастер спорта СССР, Мастер спорта Украины международного класса – таков итог профессиональной карьеры.
Таким знали его коллеги, а мы, прихожане одного с ним храма, видели скромного сомолитвенника.
Совсем немногие знали, что он – щедрый благотворитель, ибо он предпочитал делать это втайне.
Знали его и в Киево-Печерской Лавре.
12 декабря в наш храм помолиться о душе новопреставленного и почтить его память приехал
наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел.

Анатолий Захарович был по-мужски выдержанным, по-христиански скромным.
С волнением говорит о нём наш настоятель, прот. Александр. Он тоже начинает со свечей.
«Часто, приходя в храм, мы видели, что на подсвечниках стоят свечи. Они свидетельствовали о том, что здесь уже был Анатолий Захарович.
Лет пять его молитва была у нас постоянно. Молебны, прошения о коллегах…

Душой он очень болел за отечественную авиацию.
Казалось, эти вопросы решаются на межотраслевых государственных комиссиях, в Кабмине или Министерстве транспорта.
Но до этого Анатолий Захарович проговаривал их в своих молитвах к Богу и беседах со священниками.
Он говорил, что болит сердце о нерациональном использовании средств, о неразумном использовании кадрового, научного потенциала.
Печалился, что разрушили великую страну, которая авиацией и космосом славилась на весь мир.
Ему было жаль, что транснациональные корпорации «Дуглас», «Боинг», «Эарбас» лоббируют свои интересы на коррупционном уровне.
Не дают развиваться – строить и расширять географию полётов – самолёту АН-70, что нашему авиастроению «подрезали крылья», нет заказов…
Всегда с волнением ожидал, как будет представлена наша авиация на международных авиасалонах и авиашоу.
Был старшим по подготовке киевских лётчиков для участия в Ле Бурже (Франция), Фарнборо (Великобритания), МАКС (Россия).
И подготовка всегда начиналась с молитв. Он заказывал особые молебны накануне полётов, звонил во время авиасалона, просил служить благодарственные молебны по окончании.

На одном из последних международных аэрокосмических салонов под Киевом, в Гостомеле, Анатолий Захарович водил группу детей нашей воскресной школы по «Мрие», «Руслану», АН-70.
Подошли иностранные журналисты и стали расспрашивать Анатолия Захаровича: оказывается в недавно появившемся американском фильме «Катастрофа» именно он пилотировал «Руслан», на котором по сценарию спасаются люди.

Один из ярких эпизодов жизни Анатолия Захаровича было его участие в доставке стелы царицы Савской (матери Менелика – первого эфиопского царя трехтысячелетней династии императоров Абиссинии, рождённого ею от царя Соломона) из Италии в Эфиопию.
Самую крупную часть этой стелы транспортировали на «Мрие».
В Эфиопии их встречали Президент страны и Патриарх Абиссинский и Каталикос всея Эфиопии, который вручил Анатолию Захаровичу большой золотой перстень с изречениями царя Соломона. Он носил его, не снимая.

Благодатный Огонь! Только что со Святой Земли…Как прихожанин Анатолий Захарович всегда откликался на нужды храма.
Он отовсюду привозил ладан.
Лет 5 назад подарил храму большое красное Евангелие, Апостол, Плащаницу (в алтаре).
Нередко передавал пакет с 1000-2000 грн. – свою десятину.
С его участием делали ремонт, покупали плитку и многое другое.

Жил он скромно, в обычном доме на ул. Туполева, рядом с авиазаводом, на котором прослужил почти 30 лет. 
Его супруга, Галина Константиновна, прихожанка Лавры, немало потрудилась ради воцерковления мужа.
Господь внял её молитвам и трудам: Анатолий Захарович первым на борту своего самолёта вёз Благодатный Пасхальный огонь из Иерусалима, а через год стал инициатором регулярных рейсов Киев-Иерусалим-Киев на Пасху.
Убеждал вышестоящее начальство, что везти Благодатный огонь в самолёте не опасно (на перевозку открытого огня существует строжайший запрет) – и убедил.

Анатолий Захарович организовывал визит Святейшего Патриарх Кирилла на Украину в 2009 г., визиты Блаженнейшего Митрополита Владимира и паломников  на Святую Землю, в г. Бари к Свт. Николаю и Милан к св. Амвросию Медиоланскому, на Святую гору Афон.

Студия «Глас» сняла о выдающееся пилоте фильм.

Проболел он недолго – онкология. Понимал, что умирает и был готов к смерти.
Наши прихожане предлагали ему помощь в лечении, но он ответил: «Если Господь так распорядился – пусть будет так».

dК рассказу батюшки хочется добавить слово о том, как 1 июня 2009 года по инициативе лётчиков-прихожан нашего храма, и, конечно, при поддержке и участии Анатолия Захаровича, был совершён воздушный крестный ход над Киевом.
"В конце мая 2009 были завершены лётно-испытательные работы над первым украинским средне-магистральным лайнером АН-148 и 1 июня был выполнен 1-й пассажирский полет, в котором был совершен круг над городом с иконой святителя Иоасафа Белгородского и частичками мощей святой блаженной Матроны Московской и преподобных отцов Киево-Печерских" (приходская газета «Колокол» №84 за июнь 2009 г.).
Предполагалось, что будет совершён перелёт с испытательного аэродрома в Гостомеле на аэродром в Борисполе.
Неожиданно, когда самолёт был уже в воздухе, Борисполь не дал разрешения на посадку: это был последний испытательный день нового самолёта АН-148, рейсы предполагалось начать со следующего дня.
Благодаря запрету мы возвратились в Гостомель, замкнув молитвенный круг над городом.
Во время перелёта служили акафисты, молили Господа сохранить град сей и люди от всякой беды и напасти.

И ещё один незабываемый миг жизни.
Пасха, необычайно воодушевлённые, стремительно входят в храм с Благодатным огнём пылающими пучками свечей батюшки.
Они только что из Иерусалима, от Гроба Господня. Сегодня они впервые привезли в наш храм Огонь. Спешат каждому дать по свечке.
«Волною морскою…» плывут последние песнопения Великой Субботы.
И вот – Крестный ход. Впереди в мундире, с орденами и медалями торжественно ступает Анатолий Захарович.
В поднятой руке – иерусалимский фонарик с горящим внутри Благодатным огнём.
Светится неземной радостью его лицо, до боли трогательно видеть – нам.
Благодарим Тебя, Господи милосердный, за дивные встречи, за прикосновение к горнему.

И напоследок ему слово. Его ответы журналистам.
- Какой полет был для вас самым памятным?
 – Их много. Когда-то в полете на "Руслане" из  Буэнос-Айреса в Филадельфию отказал приемник воздушного давления.
Лег отдохнуть, а меня будят, зовут в кабину. Прихожу и вижу, что все трясется, шейкер работает, штурвал ходит, красные сигналы, сирена. Скорость на одной приборной доске – 0, а на другой  – 1000. Говорю ребятам: "Спокойно!".
Подобрал правильный режим – и мы спокойно долетели.
Чтобы вы понимали, при отказе приемника воздушного давления уже был случай, когда самолет разбился и экипаж погиб.
Это было в 2009-м году, когда самолет AirbusA330-200, выполнявший пассажирский рейс, потерпел катастрофу в Атлантическом Океане.
Тогда погибло 228 человек.

Но мы справились с отказом пвд, и все было отлично. При хорошей подготовке и без паники можно выйти из самых сложных режимов.
У меня было порядка 10 отказов двигателей, и на взлете и на высоте.
Но наши самолеты позволяют спокойно закончить полет практически при любых обстоятельствах.

Еще у меня был очень интересный рейс – пришлось три раза облететь вокруг Земли в одну сторону, потом в другую, а потом с северной широты надо было спуститься на Магелланов пролив, и приземлиться в Японии.
dОчень часто, находясь в таких полетах, мы попадали во вчерашнее время, в котором уже были. Осознать это – довольно сложно.


- Анатолий Захарович, я слышал, в Генуе с одним из наших «Русланов» был уникальный случай в истории авиации?
- Да. Я считаю, что это одно из божественных чудес … Когда взлетал самолет, он врезался в большое скопление чаек-бакланов.
Рядом было море — ситуация возникла катастрофическая. Прекратить взлет уже невозможно …
Сразу отказал один двигатель, а второй начал опасно вибрировать.
Потом только на полосе нашли 52 тушки чаек — остальные попала в двигатели …
Ситуация осложнилась еще ухудшением погоды: пошел дождь, низкая облачность.
Рядом горы, а «Руслан» слетал в сторону залива. Мгновенно приняли решение — надо садиться! d
Командиром был Николай Богула, штурманом — его брат Александр, второй пилот — Борис Кульбида, бортинженер — Александр Шулещенко.
Только высочайшее мастерство летного экипажа и поистине исключительные технические данные нашего самолета позволили выполнить правильный маневр и благополучно вернуться на аэродром.
Когда комиссия разбирала этот уникальный случай, то по всем критериям двигатель с опасной вибрацией должен был отработать лишь десять секунд, а работал почти десять минут … Он весь был забит тушками чаек.
А вес чайки-баклана — 10-12 килограммов!

Так что история действительно божественная …

История действительно божественная.
Покорив то небо,
что Господь простер над земною твердию,
Анатолий Захарович, мы верим, взлетел выше, в Небеса вечные,
Небеса обетованные.

Вечная память!


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 162