Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 139 январь 2014 г. >> Что родители хотят от детей и чего дети хотят от родителей? (1)

Что родители хотят от детей и чего дети хотят от родителей? (1)


Читайте также:

 

Cовместимо ли планирование семьи с представлением о браке как малой церкви?
А планирование дальнейшей жизни ребенка?
Может ли ребенок быть помехой родителям?

Ребенок как продолжение жизни в браке

Одно дело – семьи нехристианские, в которых желание пожить для себя и спланировать рождение ребенка в удобный момент своей жизни, — уже необсуждаемые вещи.
Это стало почти нормальным, когда родственники настраивают: «Куда это вы с ребенком? Зачем вам это нужно?
Подождите, пока закончите институт, найдите хорошую работу, у вас и жить-то негде».
И вот в христианских современных семьях, вдруг, неожиданно, то же самое.
С одной стороны, молодые супруги освящают свой брак Таинством венчания, пытаются создать семью как малую церковь, а, с другой стороны, установки семейной жизни у них совершенно светские, секулярные, отделенные от церковного сознания.
Вместо  доверия Богу – планирование семьи.
Ведь в данной ситуации ребенок мыслится как некое удобное для родителей создание, которое им принадлежит.
«Когда хочу, тогда и рожу. В удобное для меня время сделаю его удобным для меня».

С этого, наверное, и начинается основа проблематики – что хотят родители от детей.
И если с самого начала в основание супружеских отношений закладывается то, что мы хотим именно для себя, то первым и главным вопросом является «Мне это нужно?» или «Мне это пока еще не нужно?»
Это относится и к ребенку, который по сути является созданием Божьим и родительским одновременно, потому что родители зачинают ребенка в сотворчестве с Богом.
Потому что Отцом ребенка всегда будет Бог, а не только папа с мамой.
Бог принимает участие в зачатии ребенка, в рождении, Он — Отец ребенка и по плоти тоже.
Если мы христиане и это понимаем, то зачатие ребенка, рождение его на земле, рождение его бессмертной души — это творческий акт, синергия Бога и родителей.
И когда родители пытаются исключить Бога в этот момент своей жизни, они допускают то, что можно назвать ошибкой, но это больше, чем ошибка.
И с этого начинается отношение родителей, каким должен быть ребенок.

Некоторые родители пытаются планировать пол ребенка.

Казалось бы, мелочь, — пол ребенка.
Но, по сути своей, это часто бывает моментом сильных разочарований со стороны отца или со стороны матери.
Другой ребенок, который рождается как бы по их замыслу, становится более любимым.
А ребенок, который родился не того пола, уходит на второй план.
Необъяснимый, казалось бы, с логической точки зрения парадокс — чем мальчик лучше или хуже девочки?
Но это ломает жизнь и тому ребенку, которого хотели видеть мальчиком и тому, кого не хотели видеть мальчиком.

Иногда мне говорят: «Вы знаете, моя мама всегда хотела иметь девочку, а я родился мальчиком, поэтому у меня с мамой отношения очень странные и непонятные». 
Это оказывается печатью на всю жизнь. Родители иногда просто калечат детей. 
Когда рождается не девочка, а мальчик, а если семья еще и неполная, одна мама, то часто у такой женщины возникает комплекс мужененавистничества, потому что ее бросили-обманули, и каждый мужчина для нее – потенциальный враг.
Может, это умопомрачение уже относится к психиатрии, но, тем не менее, это реально существует.
Такая мама начинает воспитывать своего сына как девочку.
В раннем детстве его одевают как девочку, отращивают ему длинные волосы, мама хочет видеть сына иным, и он становится иным.
И ребенок получает весь комплекс психологических проблем, которые заставляют его сторониться мальчишеских игр или бояться войти в компанию мальчиков.
Ну, кем он будет потом? Какое сообщество его примет как своего?
Мать в этом случае – преступница, хотя она и хотела сделать для своего ребенка самое лучшее, самое хорошее.

Ребенок, как воплощение надежд и чаяний родителей. Ребенок — заложник успешности родителей.

Вообще, знак сего времени – успешность, настроенность на успех.
Эта успешность и не позволяет родителям думать о ребенке  как о естественном продолжении семьи.
Они планируют ребенка на какое-то отдаленное время, потому что он якобы может помешать успешности.
И вот успешные родители, в том числе, и христиане, рождают ребенка.
Для православных родителей одна из составляющих успеха – церковная жизнь.
Родители, которые сами не воспитывались в православии, которые не имеют опыта духовной преемственности  — семейной, церковной, которые прочитали такие хорошие книжки, как «Лето Господне» Шмелева или Никифорова-Волгина (эдакий XIX век, все умилительное православное – вербочки и свечечки), начинают воспроизводить прочитанное как эксперимент над собственными детьми.
И во что это превращается?

Может получиться так, что родители хотят увидеть от детей хорошо разыгранный спектакль.
Либо они требуют от детей того, чем сами никогда не обладали.
Например, чтобы дети правильно вели себя в храме, чтобы они умели молиться,  чтобы они постились, не грешили и от сердца каялись.
Чтобы родители смотрели на своих детей и переполнялись умилением, слезы радости текли бы по их родительским щекам – «Ах, какие у нас дети!»
А к ним подходили бы прихожане и говорили: «У вас дети – ангелы!»

Главным родительским чувством становится родительское тщеславие.
И когда ребенок начинает делать что-то не так и не то, что запланировано родителями, они начинают реагировать на него очень жестко.
Они не понимают, почему ребенок так себя ведет, ведь они же все время ему говорят, как надо вести себя правильно.
Т.е. они дают ребенку установку, а он ее не выполняет.
И тогда может произойти непоправимое — эти установки родительскую любовь могут полностью свести на нет.

Бывает так, что родители пытаются совместить стремление к успешности с церковной жизнью.
Чтобы ребенок вырос православным,  для начала они ищут православную няню. Потом они ищут православную школу.
И думают, что можно преподать ребенку православие как один из предметов.
У родителей нет времени заниматься своим ребенком. Но при этом ребенок тоже должен быть успешным.
Родители ищут не просто православную школу, а очень хорошую православную школу.
Они выяснят, есть ли аккредитация, какие успехи при поступлении в вузы, что за дети там учатся, есть ли там дети знаменитых людей или знаменитых священников, — все это им очень важно для престижа.
Дети попадают в православную школу, причем у родителей в угаре своей  успешности нет возможности вместе с детьми молиться, читать Евангелие, вместе причащаться Святых Христовых Тайн.
Они имеют это в виду, безо всякого сомнения, православные родители хотят, чтобы все было хорошо.
Но все-таки главное для них – успешность.
И они считают почему-то, что православная школа должна заполнить то, что им не хватает в их семейной жизни, то, чему они сами не могут научить.
А вера не может быть передана по-другому, как только от родителей к своему чаду.
Вере нельзя научить в православной гимназии.
И получается, что такой ребенок в православной гимназии смотрится очень-очень странно.
Он начинает вести себя там совсем иначе.
Родители дарят такому ребенку самые крутые мобильники, у него хороший компьютер, он летом отдыхает на престижных морских курортах, он везде бывает, у него все есть.
И ребенок этими вещами начинает хвалиться перед своими одноклассниками.
И не потому, что он плохой.
Потому что все эти мобильники, компьютеры, вся эта модная и крутая оболочка жизни – это компенсация родителей ребенку за то, что они с ним не проводят время, они с ним не бывают вместе.
И ребенок очень хорошо понимает, что это — некий эквивалент любви. А любви-то самой нет.
Ребенок начинает пользоваться этим, рассуждая примерно так -  если ничего другого нет, то давайте мне хотя бы подарки, да побольше.
И потом ребенку надо доказать перед другими детьми, что родители его любят.
И тогда он начинает задирать других детей, показывать, что у него все есть, что он не такой, как другие.
И это вызывает неприязненное отношение и у детей, и у учителей тоже.
Мол, как же так? В православной гимназии так не положено.
А ребенок  просто заложник родительского тщеславия.

 


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 20