Святители – священнослужители, которые своей святой жизнью и ревностным пастырским служением осуществляют Промысел Божий о Церкви как о Теле Христовом в её движении к Царству Небесному.
К святителям могут быть причислены только представители третьей — высшей — степени священства: епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи (их также называют архиереями).
В переводе с греческого епи?скоп (греч. ?π?σκοπος) означает надзирающий, надсматривающий, так как епископ возглавляет общину, являет своей церкви образ Божий, символизируя Христа во время богослужения.
Лишь архиереи могут совершать таинство рукоположения (священников и епископов), продолжая через века непрерывность апостольского преемства от Самого Господа Иисуса Христа.
Они получают дар учительства, трудятся ради просвещения пасомых (известны многочисленные письменные труды свт. Димитрия Ростовского – «Жития святых», свт. Феофана Затворника, Свт. Игнатия (Брянчанинова) и многих других).
Этот тип святых не предполагает мученичества или исповедничества за Христа.
Первоначально каждая местная община чтила и праздновала память всех своих предстоятелей (епископов) со времени её основания (кроме, естественно, впавших в ересь или как-либо иначе оказавшихся недостойными).
Имена епископов заносились в диптихи и регулярно вспоминались во время богослужения.
С возникновением общецерковного почитания отдельных святых, почитание святителей становилось общецерковным.
При формировании иерархической структуры церкви (патриаршества, архиепископии, митрополии), стали почитать всех вышестоящих.
Так, в числе святых почитаются все римские папы первых веков христианства, почти все патриархи константинопольские, начиная с Митрофана (315—325 гг. правления) и до Евстафия (1019—1025 гг. правления), кроме впавших в ересь, покинувших кафедру или ведших недостойную жизнь.
Позже архиереев стали почитать за личное подвижничество и его роль в устроении церковной жизни.
С тех пор общецерковно прославлять стали лишь избранных святителей-подвижников.
В Русской Церкви такая избирательность в почитании святителей была с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ум. ок. 1077 года).
Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. в день обретения его мощей (23 мая).
На богослужении при совершении проскомидии на литургии в честь святителей вынимается четвертая частица из «девятичинной» просфоры.
Будучи ходатаями перед Богом за свою паству при жизни, епископы остаются таковыми и после кончины.
Подтверждением этому служит почитание самого известного святителя в православном мире — святого Николая архиепископа Мир Ликийских, небольшого города в Малой Азии.
В истории Церкви немало святителей, просиявших среди своих современников глубокой верой и благочестивой жизнью. Но только трем святителям присвоен редкий титул вселенских учителей Церкви — это святитель Иоанн Златоуст и его старшие современники — Василий Великий и Григорий Богослов — учителя всей христианской Церкви.
|