Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 141 март 2014 г. >> Великий пост в вопросах и ответах

Великий пост в вопросах и ответах

Великий пост
Читайте также:

Протопр. Александр Шмеман. Толкование Великого поста:
По сочинениям митр. Стефана Яворского:


Великий пост (3 марта – 19 апреля 2014 г.)


Вопрос: Пожалуйста, ответьте, какие действия нежелательно совершать в период Великого Поста?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Цель поста – борьба со страстями, воздержание души от раздражительности и гнева, глубокое смирение, хранение ума и чувств, обуздание языка от осуждения и празднословия, стяжание незлобия.
Поэтому постом мы должны удаляться от всего, что развлекает нас, возбуждает и усиливает греховные навыки.
Если ум наш пленен земными пристрастиями, чувства возбуждены мирскими впечатлениями, а силы отданы суетным делам, то духовное сознание наше замутнено, и неспособно воспринимать небесную благодать.
Понимание это доступно не только духовному опыту, но чуткой интуиции поэта.
«Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь»  (А.С.Пушкин).

Лишь тогда в человеке просияет образ его Небесного Родителя, когда душа освободится от мутных страстей и просветлеет.
К сожалению, печальные мирские бури бушуют не только у стен наших домов, но давно наполнили шумом наши тесные квартиры.
По изощренной дьявольской услужливости наши жилища до пределов переполнены всеми атрибутами современного мира.
Отборный мир политических скандалов, преступных акций, шумных аморальных историй благодаря телевидению и радио стал частью нашего домашнего быта.
«Всякого, кто взглянет на нашу современную жизнь в перспективе той нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена – например, в России или Америке, или любой западноевропейской стране, - не может не поразить то, насколько ненормальной стала сейчас жизнь.
Самое понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни – все резко изменилось, стало с ног на голову, исключая несколько отдельных групп – обычно христиан того или иного исповедания, которые пытаются сохранить так называемый «старомодный» уклад жизни», - писал более четверти века назад отец Серафим (Роуз).

В прежней России Великим постом закрывались театры, прекращались балы. Жизнь заметно менялась.
Все настраивало на то, чтобы провести семь недель поста с пользой для души и приготовиться к особой пасхальной радости, которая предъизображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.

Жизнь наша изменилась, но душа живет прежними потребностями.
Уставшая от мутных нескончаемых информационных потоков, она ностальгически тоскует.
И благо нам, если мы воспользуемся семью неделями Великого поста, чтобы дать душе покой, устранившись от всего, что ее расслабляет, возбуждает и лишает внутреннего мира.
Меру подвига каждый должен определить сам.

Великий пост
Вопрос:
Почему в пост нельзя есть именно мясо? Из-за его питательности?
Тогда как относиться к практике восполнения питательности различными растительными заменителями (напр., грибы)?


Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста – время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости.
Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести.
Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту:

«Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий.
Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья.
А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 504).
Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.
Пост не самоцель, а средство.
Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие).
Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.

Вопрос:
В чем смысл брачного воздержания во время поста?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Великий постО необходимости супружеского воздержания во время поста говорит нам Слово Божие:

«Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим
»(1 Кор.7:4-5).

Нельзя оправдывать супружеское невоздержание во время поста желанием зачать детей.
Церковь благословляет делать это в иные дни.
Всё, что делается в нарушение св. церковных уставов, не может принести пользу.
Период поста – время духовного подвига.
Церковь призывает нас к покаянию, усиленной молитве, воздержанию, хранению чувств,  борьбе со страстями.


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 20