Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 141 март 2014 г. >> Митрополит Питирим (Нечаев). Западное христианство: pro et contra (3)

Митрополит Питирим (Нечаев). Западное христианство: pro et contra (3)

В 1517 г. в Вюртенберге (в южной Саксонии) монах Мартин Лютер на дверях собора прибивает большой лист грубой серой бумаги, на которой написано:
«Я, монах Мартин, выступаю с 95-ю пунктами протеста, в которых обвиняю епископов и самого папу в злоупотреблениях властью, в том, что они скрывают правду Божию, записанную в Библии, от народа, в том, что они ведут себя неподобающим образом, в том, что Церковь отошла от заветов Христа, и вызываю каждого, кто хочет со мной спорить, на открытый диспут».

Надо сказать, что диспуты были тогда в большой моде, существует очень много анекдотов о том, как они проходили и о чём там спорили.
Частенько, как это бывает и в некоторых парламентах цивилизованных стран, кончались дракой, — поэтому диспутантов сажали за решётку.
Ставили две кафедры, и между ними было некоторое пространство, чтобы можно было размахивать кулаками.
Воду, чтобы плеснуть в лицо своему оппоненту, тогда не ставили, — во всяком случае, дальше словесной брани их не пускали — и это было разумно.

Против Лютера выступил епископ, конечно, князь, — фон Экк.
Убедить друг друга им не удалось, но для народа было ясно, что высокомерный, заносчивый князь Церкви говорит то, что никому не нужно и не понятно, а Лютер — то, что близко каждому.
Кроме того, про Лютера говорили, что он — «веселый малый, хорошо знает богословие и превосходно играет на лютне».
Лютера по докладу в Рим объявляют вне закона, — и тогда курфюрст Саксонский прячет его в своем замке, где Лютер пишет, пишет, пишет — дни и ночи напролет; сам режет доски и сам на этих досках прокатывает листовки — так называемые «пастилы», в которых объясняет смысл Библии, призывает к нравственному возрождению, — потом рассылает эти пастилы по приходам.
Словом, всё как в революцию.
В замке Вартбург есть комната, где на столе лежит древняя Библия, и дощечка по-немецки: «Здесь родился твой язык».
Немецкий стал уже не языком простонародья и торговой площади, а языком культуры — через Мартина Лютера, так как он перевел Библию и дал её в руки своим согражданам.
Обстановка в комнате аскетическая, мебель только простая деревянная.
Там также показывают чернильное пятно на стене, про которое говорят, что дьявол мешал Лютеру работать, а тот, человек темпераментный, запустил в него чернильницей. Некоторые злые языки также утверждают, что пятно время от времени подновляют, — не знаю, правда ли, но так говорят.
Во всяком случае, Лютер сделал свое дело.

После этого началась религиозная война.
Некоторые князья Церкви, епископы, приняли призыв Лютера, и, для того, чтобы сохранить свое феодальное имущество, земли, переходили к нему целиком, со всей епархией.
Образовались два блока: католическая лига, в которую входил император, некоторые курфюрсты, князья, и римский папа, — и так называемые «протестанты» — т.е. князья, которые поддерживали Лютера, во главе с курфюрстом Саксонским Фридрихом Мудрым.
Германия трижды переходила из рук в руки, фронт между этими воюющими сторонами трижды перемещался.
Естественно, что в этой войне гибли люди, разрушались города, поселки, обе стороны яростно уничтожали друг друга.
В конце концов, в 1555 г., т.е. после сорока лет беспрерывных военных действий, религиозной гражданской войны, было заключено соглашение — Аугсбургский религиозный мир.
Но этот мир был недолгим.
Было такое правило: чья земля, того и вера.
Поэтому, если князь католик, а его подданные — протестанты, начинается внутреннее угнетение — и наоборот.
Почти одновременно с Лютером в Женеве выступил католический священник Ульрих Цвингли — тоже с требованием реформ Католической Церкви.
Он сам возглавил повстанческую армию и в одном из сражений был убит. Цвингли является основоположником реформатской Церкви Швейцарии.
Чуть позже реформатов возглавил Жан Кальвин, и его последователи пошли еще дальше, чем Лютер.
Лютер был все-таки монах и ему близки были какие-то духовные ценности, Кальвин был юрист, холодный человек, который начал со смертной казни всех своих политических противников.
Кальвинисты, которые во Франции получили название «гугеноты», первыми подверглись жестокому преследованию и бежали в Соединенные Штаты.

Параллельно с континентальной Европой в 1534 г. произошла реформа и в Англии — по весьма пикантному поводу.
Король Генрих VIII задумал жениться, а епископ Кентерберийский ему не разрешил.
Значит, надо было избавиться от епископа, а заодно и от всех тех правил, которые он соблюдает.
Таким образом произошла сравнительно мягкая реформа Католической Церкви в Англии.
Но у реформы был вдохновитель — государственный советник Кромвель, который для её утверждения провел кровопролитную «чистку» как светского, так и духовного компонента на Британских островах.
До сих пор вы можете встретить в Англии — на великолепной гладкой, чистой, зеленой площадке среди газонов зубцы стен какого-нибудь старинного здания.
«А здесь — говорят, — было аббатство, но при Кромвеле его разрушили».
И с тех пор они берегут стены.

Всего в течение 200 лет Европа находилась в состоянии беспрерывных местных войн.
В ход шли уже и пороховые заряды, экономика была полностью разрушена, но в конце концов было достигнуто какое-то соглашение: пол-Европы стало протестантской, пол-Европы — католической.
В Южной Европе преобладали католики, в северной — протестанты.



Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 16