Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 142 апрель 2014 г. >> Что родители хотят от детей и чего дети хотят от родителей? (4)

Что родители хотят от детей и чего дети хотят от родителей? (4)

Ильинская церковь
Читайте также:

 

 

Что дети хотят от родителей?
На раннем этапе дети от родителей хотят только одного – чтобы они были.
Были как родители.
Не те, кто кормит, покупает вещи, водит куда-то, т.е. выполняют родительские обязанности, а именно были родителями.
И часто дети в раннем возрасте могут это не получить.
Хотя родителям кажется, что они делают всё, что необходимо детям для жизни.

А детям нужно только одно – сердечное тепло, внимание, когда им внимают, когда их пытаются разглядеть.
Не отвлекаясь на секунду от телефона: «Ну, что тебе надо?», не между сериалами или газетами, не между телефонными разговорами, а когда к детям приковано всё внимание.
Причём неважно, что в этот момент дети что-то просят или говорят чепуху, или просят ответить на совершенно банальный вопрос, — дети всё время требуют от родителей внимания.
Когда дети плачут, когда задают нелепейшие вопросы, которые родителей раздражают, затевают драку с братьями-сестрами, — дети просят только родительского внимания.

Конечно, бывает, и детская ревность, например, к маленькому новорожденному ребенку.
Но по большому счету, проблем нет, когда родители привыкли детям внимать, когда родители любят детей прижимать к себе, когда родители любят поиграть с детьми в какую-то ерунду, заняться ими так, как детьми занимаются бабушки и дедушки.
Потому что довольно часто именно у бабушек и дедушек просыпается чувство горячей, совершенно запредельной нежности к своим внукам, и бывает это именно потому, что в свое время они не смогли дать это собственным детям.
И родители иногда стараются таких дедушек-бабушек держать на расстоянии, понимая, что такое отношение может быть детям где-то и во вред.
Конечно, во вред, потому что это от  дедушек-бабушек, а не от мамы и папы.
А если заботы достаточно, то даже если детей несколько, то между ними не будет конкуренции за родительское внимание, потому что каждый в свое время получил всё в полноте.
Детям от родителей на каком-то этапе нужно только это.
В этот период дети не понимают, успешны их родители или нет, большая у них зарплата или маленькая, есть у них проблема с карьерным ростом или нет, какие у них часы на руке — Rolex или Победа, есть у них машина или нет.
А родителей волнуют именно эти вопросы.
А если бы родителей это не волновало, а волновали именно дети, то всё бы и сложилось.

Потом наступает другой этап, когда дети взрослеют, и им очень важно видеть в родителях пример.
Это не значит, что примером родители становятся для детей в возрасте 10-14 лет.
Начиная с 4 лет, дети смотрят на родителей, как на пример отношений с миром.
Как родители ведут себя по отношению друг к другу,  как родители ведут себя по отношению к другим людям, как родители ведут себя в метро, в магазинах, театре, как родители ведут себя в церкви? 
Как родители отвечают на грубость, как родители отвечают на добро, как они реагируют на нищего или бомжа, который сел рядом с ними?
На массу других вещей дети смотрят, конечно, неспециально смотрят, не следят за ними.
В это время происходит полное узнавание родителей как людей – как они себя ведут, каким образом они проявляют себя в этом мире как люди. 
Сначала дети ни о чем не спрашивают, а потом на каком-то этапе начинают задавать вопросы.

Потому что следующий этап – сравнение.
Дети начинают сравнивать свой опыт с тем, чему их родители учат.
Родители учат – что такое хорошо и что такое плохо, по каким критериям нужно выбирать себе друзей, как надо себя правильно вести и т.д.
И дети начинают задавать вопросы «А почему
Потому что вполне может быть странная раздвоенность – между своим жизненным опытом и тем, чему их учат.
И тогда дети хотят от родителей правды.

Следующим этапом дети смотрят на честность, на искренность родителей, на их реакцию на происходящее в мире, нет ли тут подлога и подмены.
Из этого всего и складывается воспитание.
Отношения с детьми складываются из того, что родители хотят от детей, и что дети хотят от родителей.
Дети хотят правды, и они её должны получить в достаточно раннем отроческом возрасте, когда они уже способны исповедоваться, способны решать какие-то первичные вопросы бытия, добра и зла, межличностных отношений, правды и лжи, вопросы совести.
И детям важно увидеть в родителях правду. Или неправду.
И тогда начать как-то с этой проблемой жить и каким-то образом эту проблему начать решать.

И после того, как этот вопрос в глазах детей решается – правда или неправда,  ложь или истина, наступает следующий этап – чего тогда хотеть от родителей?
Может наступить такой момент, когда дети ничего, кроме претензий, от родителей получить не смогут.
Потому что ребенок будет не таким. Не таким, потому что в ответах родителей на свои вопросы он не нашел правды.
Он перестал им доверять, он перестал задавать им вопросы, он перестал верить словам родителей, потому что это только слова.

И тогда ребенок начинает свой собственный поиск правды – сложный, подростковый, протестный,  через нарушение дисциплины, через дурные компании, через возможность попробовать запрещённые плоды.
И уж как он потом выбирается из этого поиска, или просто его оставляет, понимая, что в жизни правды нет и надо жить по законам зла и лжи, и он выбирает эти законы, либо он через какие-то собственные сложные пути находит эту правду, но тогда уже без родителей.


Либо ребенок начинает хотеть от родителей дружбы, на следующем уже этапе.
Настоящей серьезной дружбы и доверия. Он хочет, чтобы родители ему доверяли.
Он хочет, чтобы родители в него поверили.
Чтобы родители предоставили ему возможность быть похожим на них, подобно им поступать.
Он будет делать ошибки, поступать неправильно, и вот реакция на эти ошибки со стороны родителей должна быть очень хорошей.
Ребенок должен получить поддержку.
Он находит в родителях доверие, когда видит  не раздвоенность, а правду, а если есть раздвоенность, то, по крайней мере, он видит, как родители с ней борются, не соглашаются с ней, как они с ребенком умеют быть откровенными даже в том, что у них не получается.

Это очень важно, ведь родители могут быть и не совсем удачливыми, не только в мирском смысле.
Папа может быть пьющим, предположим, но очень добрым.
И дети этого доброго, но пьющего папу будут любить и не будут его стесняться.
Может быть что-то большее, чем жизненные проблемы родителей, их ошибки, их падения.
Всё может быть в жизни,  но момент искренности и правды не будет упущен, даже в не во всём благополучных семьях.

У нас в гимназии была такая семья, где был очень сильно пьющий папа, а дети – такие чудные все выросли, так за папу молились!
Замечательная семья, мать жила без осуждения своего супруга, хотя там наверняка были безобразные сцены при детях, но всё ведь может случиться.
Жить не по лжи – это самое главное.

На разных этапах своего формирования дети хотят от своих родителей разного.
Казалось бы, разного, но всегда одного и того же — они хотят настоящих отношений, чтобы родители были с детьми настоящими.
И больше ничего.


Протоиерей Алексий Уминский

 


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 16