Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой (Пасха – от герч. pascha, от др.-евр. песах, букв. – прохождение) по внутреннему соотношению с вехозаветным праздником Пасхи. Он так был назван в воспоминание того события, которое произошло при исходе ев-реев из Египта (Исход 13:8): ангел, погублявший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо (евр. "песах"), оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и Праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи. ...
Предварившия утро яже о Марии, / и обретшия камень отвален от гроба, / слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго, / с мертвыми что ищете, яко человека? / Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, / яко воста Господь, умертвивый смерть, / яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий....
Христос Воскресе!
Некогда в Киевских пещерах, где почивают мощи святых угодников, произошёл следующий чудесный случай. Однажды на праздник Пасхи игумен Дионисий вошёл в пещеры покадить там лежащим угодникам Божиим. И вот, встав посреди пещер, он из глубины сердца воскликнул: "Отцы и братие, сегодня светлый день Пасхи, Христос Воскресе!" И вот мертвецы, почивающие там своими мощами, громко ответили: «Воистину Воскресе!»
...
Нужно, чтобы мирское мудрование, умерев, стало перегноем и чтобы в нас выросло Божественное мудрование, ибо Божественные наслаждения не рождаются из телесных наслаждений, но из телесных скорбей, возникающих при подвижнической жизни. Её ведут сознательно и с рассуждением ради любви ко Христу Его прилежные чада, чтобы совлечь с себя ветхого человека (мирского). Добрый Отец после этого питает Своих детей райской пищей, когда они ещё находятся на земле, и они с радостью «играюще поют» «Воскресения день...» ...
Всё сотворённое Господом создано не для того, чтобы погибнуть, то есть быть уничтоженным, и особенно – человек, венец творения Божьего. Каждый из нас – единственная, неповторимая личность, и каждый призван в общении с Богом и с ближними до бесконечности совершенствовать свою уникальность. Любая попытка – даже и в нашей религиозной жизни – низвести человека до номера в общей массе таких же номеров и, тем самым, прямо пренебречь им, есть грех против Воскресения и желания Божьего всем нам в общении друг с другом – но как разным личностям – пребывать в вечности...
Отбыв наказание и выйдя из изолятора, монашки снова очутились в лагере. Большинство из них опять отказалось от работы. Получая в день по 300 грамм хлеба без приварка, они находились в крайне тяжелом положении с питанием. Правда, некоторые сочувствовавшие им лагерники, с большим риском для себя (за оказанную монашкам помощь наказывали 5 годами дополнительного срока) помогали им, но эта помощь не могла быть достаточной....
Наш отряд занимал большой луг. Были вырыты глубокие окопы, где мы и жили. Против нас стояла венгерская пехота, тоже окопавшаяся. Мы наблюдали друг за другом, но в дело не вступали. На этом участке не вступали. На этом участке фронта царило полное затишье.
Галицийская весна давно вступила в свои права, покрыла землю сочной травой. Солнце жгло, в полдень стояла духота. Людей мучила жажда, воды нигде не было.
...
Пройдены дни Великого поста – великой подготовки души к Празднику Праздников. Христос воскрес – и православные ликуют, сердца наши наполняются неземной радостию, которой не объяснить понятиями и не выразить словами.
Наполняются той радостию, которая дарует надежду и уверенность в жизни вечной, жизни с Богом. ...