Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 144 июнь 2014 г. >> 28 июня 2014 г. – 625 лет со дня мученической кончины Сербского царя Лазаря

28 июня 2014 г. – 625 лет со дня мученической кончины Сербского царя Лазаря

Сербский царь Лазарь
XIV столетие. И Русь, и православные державы юга Европы терпят бесконечные нашествия языческих и мусульманских завоевателей.
Русь страждет от татарского ига, Балканы – от набегов турок-осман.
1380 год известен в нашей истории как год победы русского войска под предводительством св. блгв. кн. Димитрия Донского.
Основные силы Орды были разбиты, началось воссоединение православных восточно-славянских земель с центром в Москве.
Путь к единству государственно-политическому лежал через освобождение от чужеземного господства.

Год 1389 для Сербии был также годом решающей битвы с завоевателями – войсками турецкого султана.
В битве на Косовом поле православное войско царя Лазаря было разгромлено.
И Сербия более чем на 400 лет попала под власть Турции.
А царь Лазарь стал не только национальным героем, он был прославлен Церковью как великомученик.

На первый взгляд странность.
Герой – проигравший решающее сражение, обрекший цвет нации на смерть, открывший свою православную державу иноверцам. Как же так?

Прекрасный ответ, духовное осмысление произошедшего дал другой известный сербский святой – свт. Николай (Велимирович) в книге, изданной более 80 лет назад, в 1933 году.
Она называется «Царёв завет» (в русском переводе издана в 2010 г. Иоанно-Богословским Савво-Крыпецким монастырём).

Но прежде, чем обратиться к труду Владыки Николая и, возможно, прояснить для себя современность, вспомним, кто такой был сербский князь Лазарь – великомученик Лазарь.
 Родившийся ок. 1329 года в семье вельможи, Лазарь Хребельянович не принадлежал к царскому роду Неманичей, но совсем молодым снискал расположение и доверие могущественного царя Стефана Душана.
Лазарь был воспитан в христианской вере, блестяще образован, искусен в ратном деле.
Он не только стал воеводой царя и его правой рукой, за него замуж царь Стефан пожелал отдать свою родственницу – благородную Милицу, в будущем святую преподобную Евгению. Их союз и семья стали истинной малой церковью.
Помимо родителей, к лику святых был причислен и один из их сыновей – Стефан.
После смерти царя Душана Лазарь стал советником его преемника – кроткого Стефана Уроша V, после кончины которого в 1371 г.

Лазарь одерживает победы не только над иноверными завоевателями, но и, объединяя разрозненные сербские земли, без пролития крови преодолевает разрозненность и становится Господарем Сербии и Приморья.
В 1375 году ему удалось помирить Сербскую и Цареградскую Церкви. Константинопольский Патриархат снял анафему, тяготевшую над сербами со времени царя Стефана Душана, и признал Сербского патриарха.

Будучи по природе боголюбивым и богобоязненным, царь Лазарь (а царём называли его подданные, подчёркивая свою любовь и уважение к мудрому правителю) очень заботился о Церкви.
По словам патриарха Даниила III, этот христолюбивый правитель «горы и холмы державы своей наполнил обителями монашеского жития».
Он был безотказным благотворителем и ктитором церквей, монастырей, он радушно принимал бежавших от турок монахов и мирян, разрешал основывать монастыри, скиты, давал приют, заботился о пропитании и лечении.

Продолжая традицию сербских царей, он всячески поддерживал сербских монашествующих на Афоне: не только в Хиландарской лавре, основанной св. Саввой, но и в других обителях.
Царь Лазарь щедро жертвовал на строительство, ремонт, восстановление монастырей во всем православном мире.
В 1375 году он основывает самую большую задушбину – монастырь Раваница в честь Вознесения Христова.
Заботясь о сиротах и немощных, он строит и содержит странноприимницы и больницы Ратуя о просвещении народа, он основывает и поддерживает школы, открывает мастерские, в которых можно было обучиться различным ремёслам, собирает вокруг себя иноземных мастеров-беженцев, вынужденных покинуть родные места из-за притеснений инородцев…

Все годы его правления турки не прекращали попыток разорить и завоевать Сербию.
Первая встреча с войском султана Мурада I произошла в 1387 году. Она завершилась победой сербов.
Но не было единства и среди сербских правителей.
Двумя годами позже произошло жуткое сражение на Косовом поле, что между Приштиной и реками Лабой и Ситницей.
Был день памяти святого Вита – по-сербски Видовдан, 15/28 июня 1389 г. Бой был не просто жарким.
Сам царь Лазарь «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним».
Он попал в плен и был обезглавлен.
Косовская битваПеред неминуемой кончиной царь мучительно размышлял о том, что он сделал не так, чем провинился перед Всевышним, что войско его разбито наголову, сам он в плену, держава в руках мусульман.
И вспомнил умирающий царь, что было ему во сне видение.
И был вопрос: «Какое царство ты выберешь, царь, земное или Небесное? Если земное, то выиграешь битву. Если Небесное, то битва будет проиграна, но вера православная всегда будет жить в народе, и он сохранит свое место в Царствии Небесном».
Царь Лазарь выбрал царство Небесное.
В день битвы он собрал своих воинов в церкви Самодрежи (храм св. Иоанна Предтечи), патриарх Спиридон отслужил Божественную литургию и причастил всё сербское войско.
Но теперь, умирая в плену, царь подумал, что видение это могло быть не от Бога.
И что он погубил всё войско и обрёк народ на порабощение по воле злой.

Тогда явились ему Небесные вестники и утешили: "Не бойся, человече Божий, ты сделал добрый выбор и оставил своему народу спасительный завет. Добыв для него еще одно земное Царство, ты бы обогатил его меньше, чем теперь, сделав такой выбор.
Ибо истинны и преславны твои слова
: «Земное Царство кратко и временно, а Небесное — на веки вечные».

И спросил царь Вестника: "Скажи мне, святый Небесный вестник, за что моя держава осуждена на погибель?"
Ответил ему вестник Вышних Небес: "Потому, княже, что она одряхлела. По логике творения всё, что в вашей Вселенной становится старым, должно отойти, замениться новым… Ты сейчас с удивлением говоришь сам себе: как, неужели моя держава стала старой, в то время как другие царства, которые в два-три раза дольше живут на земле, ещё не состарились и не осуждены на гибель?  

Тяжело телесному согласиться с духовным.
Люди с плотским рассуждением оценивают старость по времени, а духовно мыслящие определяют возраст по внутренней силе.
Всегда молодым можно назвать только Всевышнего, Бессмертного, Вечного.
Не только времена, но вечности пронеслись над Его главой, не оставив ни единой морщины на Его лице.
И мы, Ангелы Его, от сотворения также молоды — хотя и были сотворены прежде всех людей — молоды, потому что несем Его в себе, Его Святой Дух, и Им живем, Им дышим, Им хранимся, Им радуемся.
А все, что заполнено чем-то другим, кроме Него, что ищет жизни помимо Него, что гоняется за радостями без Него и что кормится мертвой пищей, быстро стареет и умирает.
От духа, пребывающего в сотворенных существах, зависит жизнь и молодость, от духа же — старость и смерть
.


Среди людей более всего похожи на Ангелов отшельники и постники, то есть те души, которые пользуются земными благами в очень малом количестве, лишь для поддержания своего тела, а денно и нощно хранят себя Его Духом, Духом вечной жизни и вечной молодости.
И души их были настолько крепкими и сильными, что могли поддерживать также и тела их в силе на долгие годы более тех, которые, по слабости духовной, заботливо хранили свои тела и души только ради земной жизни.


Так, князь, бывает и с отдельными людьми, и с родами, и — с целыми народами.
Твоя держава уже одряхлела и должна погибнуть. Хотя гибнет она не от старости, но отравленная ядом, который приняла и накопила в себе.
Этот яд превратил её в дряхлую, морщинистую старуху. Земля проросла сквозь души сербских князей и господ.
Потому Дух Божий оставил их и сокрылся в душе народной.
Но дым страстей, прогнавший Святого Духа от властителей, пробился из ада через природный дух и начал шириться и в народе.
Возникла опасность, что под действием злого духа и народная душа заземлится, испепелится, умрёт.


Только великий страх, подобный сильному ветру, может прогнать этот смрадный дух и спасти народ Божий от гибельной пропасти.
Чтобы народ твой душевно спасся, держава твоя должна погибнуть. И сами святители сербские, во главе со святым Саввой, молились и упросили Всевышнего: да попустит Он гибель преходящего земного величия их народа, только бы спаслась душа его от вечной смерти.

Не тужи, не печалься же, мудрая головушка, твой выбор сделан по плану Промыслителя и на радость святителям сербским.
Твоим заветом убережется и сохранится народ твой. Этим заветом сохранятся и следующие поколения.
Исчезнут отравленные адом властители, уйдет и дым, что разлагает и умерщвляет души.
Прекратятся их злые споры, а вместе с ними и тот злой пример, который они подавали народу.
Придет страх, нищета и скорбь — три вещи, что отрывают души человеческие от земли и влекут к Небесам.
Народ будет чувствовать себя в своем родном доме как на чужбине, и искать отечество на Небесах.
Отмоет свою душу от земли, освободит от грубости телесной, которую нагнал дух природный и дух адский.

И преобразится народ твой в народ духовный и ясновидящий, глубокий в мыслях своих, высокий во взоре своем, непобедимый в вере и надежде своей.
Он может стать последним в глазах других народов земных, но быть первым пред очами бессмертных Небесных духов.
И благословит тебя народ твой, княже. Ибо будет ему завет твой о любви к Царству Небесному облегчением в муках и светлым лучом в темноте рабства.

Нет, ты не погрешил в выборе, дважды венчанная главо, — венцом земным и венцом Небесным. He погрешил, избрав Небесное Царство, но сейчас грешишь, сомневаясь в правильности своего выбора. Не колеблись умом, не поколебавшийся сердцем. Не смешивай погибель войска с гибелью народа. Не приравнивай гибель державы к погибели всего. Держава и дается народу, дабы было чему погибнуть вместо него, чтобы было, что дать в откуп за душу народную. Такая сделка выгодна, когда за недорогую цену покупаешь сокровище.
Поклонись Тому, Кто разрушает дешёвое, дабы сохранилось драгоценное. Кто косит солому, да сохранится зерно.
Не вступай в спор, как многострадальный Иов с Творцом, Строителем держав и народов.
Воля Его во веки добра, мысль Его во веки светла и дело Его во веки праведно.
Когда сажает дерево, думает, как оно будет срублено, а когда рубит его, мыслит о молодой поросли, растущей из него.
Все сотворенные миры пред Его величием — как капля воды на ладони.
Та капля — слеза радости Его ока. В ней Он отражается, и она светится от сияния Его
».

Так говорил Ангел. Многое разъяснил и показал он умирающему царю Лазарю, прежде чем мученик был обезглавлен.
Перед казнью "он поднял правую руку, перекрестился и громко сказал: «Христе Господи, прости всё и слава Тебе за всё

Косовская битва — трагическое и судьбоносное событие в истории сербского народа.
Есть ли другой такой народ, живущий на земле, в исторической жизни которого поражение и гибель
явились бы в духовном плане победой, живущей и действующей в веках?!
Но в этот день открылись врата Небесной Сербии, тысячи мучеников вошли в них.
«Поскольку сербское войско всё на Косовом поле полегло — причём добровольно — за истину и правду Божию, то оно и победило», — писал свт. Николай в книге «Косово и Видовдан».

А завет о выборе Небесного Царства жил в народе.
Идут века: XIX — освобождение от турецкого ига, XX — мировые войны, революции и, наконец, XXI — и снова Косово.
Как будто опять поражение, но это не так. Жив завет о выборе Небесного Царства.
Косово — перспектива, путеводная звезда, и она говорит: «Царство земное — кратко и временно, а Небесное — на веки вечные».

Монастырский собор Вознесения Господня в РаваницеУвидев, с каким достоинством принял смерть христолюбивый князь, сын султана Баязид позволил монахам взять тело Лазаря и предать погребению в церкви Вознесения Господня в Приштине.
Спустя почти год, по совету Сербского патриарха, сыновья Лазаря Стефан и Вук, вместе с клиром и народом, открыли мощи святого великомученика и нашли тело его нетленным.
По свидетельству Печской летописи того времени оно источало прекрасное благоухание.
Так Всемогущий Господь дал нетление телу царя Лазаря как несомненное свидетельство его мученичества за Христа, богоугодной жизни и святости.
Взяв святые мощи, они отправились крестным ходом в Раваницу.
По дороге процессию встретила честнáя вдова Лазаря, княгиня Милица-Евгения.
Святое тело великомученика Лазаря было торжественно принесено в Раваницу в г. и положено в монастырском соборе Вознесения Господня. В разные времена честные мощи находились в нескольких монастырях. Так, с 1697 по 1942 они почивали на Фрушкой Горе в монастыре Врдник, который с тех пор называют ещё Новой Раваницей. В 1989 году, во время празднования 600-летия Косовской битвы, мощи святого князя Лазаря были торжественно пронесены по всей Сербии и вновь положены в Раванице.


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 187