|
|
Вот и лето. Вновь родилась Церковь в празднике Пятидесятницы-Троицы.
Господь щедро посылает дожди и тепло, чтобы дети Его не знали голода зимой. |
|
Наш 25-местный автобус паломнической службы «СОНЧ» направляется на северо-восток от Киева, в Черниговско-Сиверские пределы. Радость поездки растворяется грустью.
В доме нашем беда: гибнут люди, тысячи лишены крова, работы и самого места, где родились и выросли.
Да будет воля Господня святая.
Нынче – время покаяния, сугубого личного покаяния, время горячей мольбы к святым угодникам Божиим, тем, кто родился таким же человеком, и кто в вечности предстоит Престолу Владычню, умоляя о нас, грешных соотчичах своих.
Поэтому мы едем (как получилось, под покровительством святителя Николая) к прославленной 3 мая сего года прписп. Смарагде в Нежин, к прославленному 1 ноября 2011 г. прп. Феофану в Короп.
Едем туда, где подвизался наш Свт. Феодосий, прп. Лаврентий, Свт. Димитрий Ростовский…
Едем не столько со своими личными просьбами, сколько с мольбой о мире в нашей стране.
|
|
Немного поплутав, подъезжаем к Свято-Николаевскому Батуринскому Крупицкому женскому монастырю.
Свято-Николаевский – по явлению в древности иконы свт. Николая, Батуринский – от близлежащего города, а Крупицкий – по чудесному событию: во время татарского нашествия братия монастыря и укрывшиеся в обители местные жители, подобно древним иудеям в пустыни, были спасены от голодной смерти падавшими с облаков крупами.
Эти крупы до начала 18 столетия хранились в монастыре как величайшая святыня в специальном ковчежце.
В этом древнем монастыре на живописном берегу р. Сейм стал иеромонахом Свт. Феодосий, здесь игуменствовал и написал несколько томов «Житий святых» Свт. Димитрий, известны другие насельники и настоятели монастыря, которые стали гордостью и славой нашей церковной истории: схиигумен Исаакий (Григорович), игумен Феодосий (Тугуревич) – впоследствии ректор Киево-Могилянской академии, и многие другие.
В обители было несколько каменных храмов, прекрасная библиотека, братские корпуса, обширное хозяйство.
|
Всё прервалось в начале ХХ века. Большевики уничтожили обитель.
Возрождение началось почти через 80 лет.
Сегодня здесь женский монастырь. Всего 5 матушек, настоятельница – игумения Дорофея.
Немалая территория восстанавливается по периметру.
В центре стоял величественный Свято-Николаевский собор, сейчас пока что пустырь.
Единственная сохранившаяся крупная постройка старого монастыря – колокольня.
Уже начата её реставрация. Везде радуют ухоженностью и некоей даже замысловатостью клумбы с дивными растениями.
Уютно в домовом храме. Всё новенькое: нарядный иконостас, свежие росписи по стенам, на потолке.
Вот чудотворная явленная икона Свт. Николая, а напротив – совсем небольшой образ Матери Божией «Меленская».
В расположенное неподалёку село икона пришла по воде.
Молодая монахиня рассказала нам об обители.
|
|
Под припустивший дождик мы отправляемся дальше, в Короп.
Древний Хоробр, ставший Коропом, известен по документам с XII столетия.
В городе несколько действующих храмов (Феодосиевский, Вознесенский и др.), началась реставрация уникальной Ильинской церкви-крепости.
Мы ищем Успенскую церковь, в которой был прославлен и почивает преподобный Феофан, больше известный как архимандрит Иувеналий (Медведев). Младший сомолитвенник прп. Лаврентия, о. Феофан прожил 96 лет, упокоившись в 1977 году.
Вся его жизнь была связана с Черниговщиной.
Начало монашеского жития полагал в Рыхловском монастыре, где подвизался 29 лет.
После закрытия обители в советские годы ходил по сёлам под видом рубщика леса, тайно совершая богослужения и требы. Не раз его пытались убить, но Господь хранил угодника Своего. С 1941, после открытия храмов, служил в Коропе и окрестностях.
Много чудесного было в жизни прп. Феофана: и исцеление от смертельной болезни перед образом Спаса Нерукотворенного в юности, и спасение из-подо льда, и переезд через реку по тронувшему льду с неизвестным возницей, и явление Самой Царицы Небесной…
Но самым чудесным были дары, полученные им от Господа: молитвенность, нестяжание, прозорливость, любовь.
Готовясь к упокоению, старец написал на табличке такие слова:
«Под крестом моя могила, на кресте моя Любовь.
Молитеся, братья, Богу о прощении моих грехов.
Схиархимандрит Феофаний (Архимандрит Иувеналий Медведев) 1881-1977».
Преставился он 18 января, почти как его любимый собрат прп. Лаврентий (19.01.1950).
|
|
|
Едва остановились на площади возле храма, как к нам подъехала на велосипеде раба Божия (Любовь, как оказалось – !) и тут же стала звонить церковному служителю, чтобы он приехал и открыл нам церковь.
Конечно, хотелось получить благословение настоятеля храма – Коропского благочинного архимандрита Николая (Путри), ведь его, своё духовное чадо, прп. Феофан называл Ангелом. О.Николай, обладая от Бога даром слова (многие знают его стихи), ещё до прославления преподобного с любовью описал его житие в книге «На Кресте моя любовь».
Но батюшки в храме не было.
|
|
Мы приложились к мощам преподобного, помолились перед его келейной иконой Нерукотворенного Спаса в терновом венце и другими образами. Как-то очень легко отслужили акафист на распев (Господу слава – паломников собрал поющих и любящих пение) и отправились к месту 29-летнего служения преподобного Феофана – в Мензенские заповедные леса, в Свято-Никольский Рыхловский монастырь.
Опять-таки немножко поплутали среди безлюдных сёл-хуторков в поймах Сейма и Десны, но к вечернему богослужению в праздник Всех святых поспели.
Дорога дальше была преграждена «шлагбаумом» из ствола дерева, слева – вход в некогда величественный, с несколькими храмами древний монастырь.
У врат нас поджидал иеродиакон Илиадор: «Приехали! А мы думаем – вдруг не приедете! Наготовили, чтобы вас покормить, стынет. Покушаете сначала или на службу? Хотите в пещеры и к источнику? Может тогда немного сдвинем службу?»
Несколько строений: справа – приспособленный под церковь корпус, звонница-времянка, ещё несколько зданий, посередине – недостроенный храм, на заднем дворе совсем простые постройки: коровник, сеновал…
Под ногами снуют малыши-индюки, их матушка Лаврентия (в монастыре 4 брата во главе с архимандритом Гурием и 2 немолодые сестры) приучает к порядку прутиком.
Вот и отец настоятель – именно он начинал возрождать Нежинский Благовещенский монастырь, о. Гурий (Фиров).
Благословляет идти на вечернее богослужение, потом «трошки помесить глину» и трапезничать.
Всюду нежданные радости, только глаз не отводи. Р.Б. Вера – регент, уставщик, псаломщик и т.д., оказалась в этот день на клиросе в одиночку и была очень рада помощи наших паломниц.
А уж мы-то как были рады послужить всем святым!
В этом году мы были первыми гостями в монастыре. «Может ещё кто приедет, а может и нет», – говорит о. Гурий.
|
|
|
|
После службы отправились к пещерам.
Но, честно говоря, даже представить себе не могли, что нас ждёт.
А ждал вековечный лес; вдруг словно перенеслись на Валаам, только прямая еловая аллея вела не на игуменское кладбище, а к местам молитвенных подвигов насельников первого иноческого жития на этом месте. И ещё эта аллея поднималась и спускалась довольно круто.
А потом мы действительно стали «месить глину»: спускаться в ложбины по тропинкам в гуще леса, не просохшим после обильных дождей.
Съезжали, придерживаясь за веточки.
Шли поверху как по хребту, справа и слева уходили круто вниз овраги, густо заросшие толстыми деревьями и кустарником.
Вышли на поляну, по краям вверх – несколько метров глинистой почвы.
Здесь, прямо под корнями растущих сверху деревьев, увидели деревянную дверку.
За ней – вход в пещеры. Оказалось, не вход, а скорее лаз: невысокое и узкое отверстие, первый же метр «пола» за которым круто снижается.
Нужно держаться за скользкие стены, светить под ноги и практически ехать вниз.
Но вскоре проход становится чуть выше человеческого роста, идёт на одном уровне.
По разветвлённому лабиринту нас уверенно вёл послушник Георгий. Вот и крохотное помещение: церковь-келлия первых подвижников.
Пасхальной радостью отозвались в наших сердцах звуки песнопений.
Нет у Бога времени и пространства. Мы – живущие сейчас, жившие столетия назад – Церковь Христова. Которой быть до скончания века.
Выбравшись из пещер, шли по вечернему лесу. Неожиданно перед нами открылось дивной красоты озеро.
Словно отороченное по берегам пушистыми деревьями и их отражением в воде. Как на картинках Билибина к сказкам о Василисе Прекрасной.
Ещё переход – и мы у святого истточника. Над ним сооружён колодец. Пьём водицу, благодарим Творца за всё.
Уже темнеет, выходим к кладбищу. Ещё один недостроенный храм. Но ведь будет же в нужное время!
Вси святии, молите Бога о нас и об усопших, на сем месте почивающих! |
|
|