Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 147 сентябрь 2014 г. >> Преподобний Герман (Клица), архимандрит Свято-горский (†1890)

Преподобний Герман (Клица), архимандрит Свято-горский (†1890)

Воздвижение Креста Господня


Память 11 / 24 сентября

Преподобный Герман происходил из рода нежинских купцов и в миру назывался Григорием Ивановичем Клицею.
24 июля 1840 года Григорий с отеческой любовью был принят в Глинскую пустынь игуменом Филаретом (Данилевским), который, прозорливо посмотрев ему в глаза, уже тогда провидел в нём будущего подвижника.
В 1844 году инок Григорий простился с Глинской пустынью и вместе с казначеем отцом Арсением перешел в Святые Горы – возобновлять древнюю запустевшую обитель.
Сосредоточенный в себе и молчаливый, – писал о нем его духовный друг А.Ф. Ковалевский, – не чужд был он тогда особенных дарований духовных, в нём даже проявлялась подчас прозорливость, которая его самого удивляла”.

Неутомимый труженик своей обители, отец Герман не был лишён и особенных знаков благоволения к нему Царицы Небесной, видеть которую сподобился он дважды в своей жизни.
Первое явление ему Божией Матери было во время соборного акафиста Пресвятой Богородице, который совершал игумен Арсений в Покровской церкви.

В 1859 году скончался архимандрит Арсений и на его место, по единогласному желанию всей святогорской братии, был избран иеромонах Герман.
По принятии своих настоятельских обязанностей отец Герман много думал и унывал, что не в состоянии он будет понести возложенное на него бремя. Однажды, размышляя об этом, он задремал и в сонном видении узрел перед собою Царицу Небесную, а по сторонам Её – святителя Николая Чудотворца и святителя Германа Патриарха – своего покровителя.
Богоматерь, показывая отцу Герману небольшую трость, которая была у неё в руках, сказала:
Почто унываешь? Не ты будешь управлять обителью, а Я: ты в руках Моих будешь как эта трость!”

Много трудов и забот за время своего настоятельства положил отец Герман на дальнейшее развитие и процветание Святогорской обители, которая преимущественно ему обязана своим благоустройством. Будучи сам учеником старца-игумена Филарета, отец Герман старался поддерживать и укреплять в своей обители традиции старчества, введённые в Святогорье ещё архимандритом Арсением.

За советом и поддержкой он неоднократно обращался к оптинскому старцу архимандриту Исаакию (Антимонову); одно его письмо сохранилось до наших дней.
Сотаинник отца Германа, известный литератор А.Ф. Ковалевский замечательно описал его жизнь и обычаи:
Редкий подвижник был он в келейной своей жизни, которою невольно проводил он меня в удивление.
Не говоря о том, что в кельях своих не терпел он ничего лишнего, и имели они у него вид самый убогий, лишены были всяких украшений мирских…

Полный бессребреник в келейной своей жизни, отец Герман никогда не имел в келье своей денег, даже почтовых марок избегал иметь в запасе для писем, и когда они ему были нужны, посылал за ними к казначею…
То же крайнее нестяжание хранил он в отношении одежды: рясы и подрясники носил до полнаго их обветшания…
Кожаный пояс носил он один чуть ли не со дня своего пострижения и до смерти, всё починяли его, из широкого стал он совсем узким, а старец все продолжал его носить…
Пищу вкушал он тоже всегда братскую, не имел особенного повара и стола, а приносили ему её с братской трапезы, если не бывал он на ней сам… Вообще у него был обычай пред служением трапезы не вкушать, и, если случалось ему два, три и более дней сряду служить, то вся его пища тогда состояла в том, что после Литургии, с сослужащими ему иеромонахами, закусит чего холодного, а потом выпьет чаю, да опять его напьется пред вечернею.
Всю первую седмицу святой четыредесятницы, а также и страстную седмицу, вареной, теплой пищи он не вкушал, не пил и чаю, довольствовался хлебом, квасом и соком капусты, и то в очень умеренном количестве, чтобы только не ослабеть…

sСовершая Божественную Литургию, он нередко плакал пред святым Престолом, и в это время лицо его принимало какой-то особый просвещенный, серьёзный и богомысленный вид…
В это время дух его, видимо, пересиливал немощь плоти, а она у него была великоболезненна и очень немощна… Именно благодать Божия поддерживала его в этих молитвенных его подвигах и трудах, которыми добрый пример представлял он для своей братии.
Если не служил, то всё-таки обязательно ежедневно бывал на всех богослужениях церковных в своей обители, и так делал изо дня в день, всю свою жизнь.
Бывало, приедет поздно вечером домой, а в 12 часов ночи уже первый является в храм Божий на утреню и бодро стоит её до конца…
Молитвенныя книги всегда возил он с собою, и, сидя в экипаже, любил читать Псалтырь, что делал даже в вагоне железной дороги… и мало обращал внимания на окружавшую его железнодорожную суету
…”

Отец Герман поистине принадлежал к числу благодатных и богоугодных священнослужителей, искренних патриотов своего Отечества, подтверждением чего является чудесный случай, происшедший с ним в день убийства Императора Александра II 1 марта 1881 года.
В этот день отец Герман служил в Покровском храме, где имел особое чудесное видение: частица, вынутая из просфоры за Государя, была видна окровавленной.
Это очень испугало и смутило настоятеля, который понял, что это предвещает что-то недоброе.
И действительно – вскоре по телеграфу пришло известие об убийстве Императора социалистами.

Преставился отец Герман, приобщившись Святых Христовых Таин, 13 апреля 1890 года на 75-м году жизни, из которой 50 лет провел в монастыре и 30 лет в настоятельстве. Похоронен в склепе под притвором скитского храма Ахтырской иконы Божией Матери.

В 1920-30-е годы храм переоборудовали под столовую санатория “Степной”, который разместился в корпусах бывшего Ахтырского скита, а в притворе устроили кочегарку. Из любопытства кочегарами был вскрыт склеп настоятеля, мощи которого они нашли нетленными.
Прибывшие сотрудники НКВД полностью разобрали гробницу, изъяли из неё мощи отца Германа и закопали их, по словам старожилов, где-то под оградой скита.

Несмотря на полное уничтожение Ахтырского скита, память о могиле архимандрита Германа, а также о находящихся рядом могилах преподобного Иоанна Затворника и настоятеля архимандрита Вассиана благоговейно сохранялась в народе, который всегда с молитвой посещал это место.
После открытия в 1992 году Святогорской обители братией монастыря через несколько лет был восстановлен склеп настоятеля.
При раскопках могилы были найдены остатки гроба, облачения, украшения митры и наперсного креста, а также несколько косточек.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия, которые «иже во святых горах на Донце» подвизалися, принял историческое решение (Журнал № 38):
«Благословить для местного прославления и чествования в числе прочих в лике преподобных архимандрита Германа (Клицу)».

Память Собора Святогорских святых принято отмечать ежегодно 11 (ст.ст.)/24 сентября (н.ст.).


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 209