Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 147 сентябрь 2014 г. >> 27 сентября - Воздвижение честного и животворящего Креста Господня

27 сентября - Воздвижение честного и животворящего Креста Господня

Воздвижение Креста Господня
Читайте также:


Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.
1 Кор. 1:18

 

В течение года Церковь совершает поклонение Кресту Господню трижды.
Первым из таких дней является Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник, отмечаемый 27 сентября.
Второй — 14 августа, именуемый у нас Происхождением Древа Креста Господня.
Третий же праздник выпадает на третье воскресенье Великого поста, и вся неделя за ним называется поэтому Крестопоклонной.

В день Крестовоздвижения установлен строгий пост в память страданий и крестной смерти Спасителя.
Церковь славит тогда три разновременных события, связанных с Крестом Господним:
— обретение (нахождение) Креста, на коем был распят Иисус Христос, Сын Божий;
— возведение на Голгофском холме храма Воскресения Господня и внесение в него Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос.
— возвращение Животворящего Древа из плена и водворение его на первоначальное место — на Голгофу.

Расскажем подробнее о трех этих событиях.

...Первым римским императором, прекратившим гонения на христиан, был Константин Великий, правивший с 306 по 337 год.
Во время войны с правителем западной части Римской империи Максентием Константину, бывшему тогда еще язычником, и его воинам было явлено знамение: на дневном небе показался ярко светящийся крест, окруженный надписью: «Сим победиши».
В ту же ночь явившийся императору Христос предрек победу над врагом, повелев изготовить воинские хоругви с изображением явленного креста. Исполнив повеление, император одержал победу в трех войнах и стал единодержавным властителем огромной Римской империи.

В 313 году он узаконил на её просторах христианство, издав указ о веротерпи-мости, а вскоре и сам обратился в веру Христову, сделавшись её ревностным защитником и распространинтелем.
За свои благочестивые труды во славу Христовой Церкви сам Константин и его мать — царица Елена — впоследствии были причислены к лику святых и названы равноапостольными.
Так называют святых, просветивших, подобно апостолам, светом Христовым целые народы.

Крест, на котором был распят Спаситель мира. Ко времени Константина и Елены Церковь знала уже многие свидетельства подвигов крестоношения. Как же не хватало ей для торжества, славы и радости того единственного Креста, с коего воссияла победа над смертью!
По просьбе Константина, труд по поиску Креста Господня взяла на себя восьмидесятилетняя мать императора.
Было это в 326 году. С посланием своего державного сына, адресованным патриарху Макарию, прибыла Елена в Иерусалим.
Пламенно желая найти Крест Распятого, она с воодушевлением принялась за дело.

Однако задача, стоявшая перед нею, была невообразимо трудна: ведь все триста лет, которые прошли к тому времени со дня смерти Христа, римские властители-язычники делали все возможное, чтобы изгладить в памяти человечества даже воспоминания о священных местах, где пострадал за людей Иисус.
Так, по приказу императора Адриана (117—138 гг.), Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей, а на образовавшемся холме построили капище Венеры и поставили статую Юпитера, да и весь Иерусалим был наполнен языческими храмами и статуями.

Царице Елене было известно о существовании обычая, согласно которому орудия казни закапывали рядом с местом её совершения.
Значит, Крест следовало искать рядом с местом распятия Иисуса Христа. Но ведь надо было еще найти это место!

Поиски длились долго, и никто — ни иудей, ни христианин — не мог точно указать царице место крестной смерти Спасителя.
Лишь один иудейский старец по имени Иуда привел искавших Крест на нужное место.
При раскопках искусственно созданного холма под Венериным капищем были обнаружены все три креста (ведь одновременно с Иисусом на Голгофе были распяты и два разбойника).
Дощечка же с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» покоилась в земле отдельно, и поэтому определить, какой из трёх крестов носил на себе Господа, казалось невозможным.
Оставался единственный выход — ждать свидетельства свыше.

И тогда Иерусалимский патриарх Макарий распорядился принести обретенные кресты к постели некоей больной.
В присутствии царицы Елены и множества народа он повелел возложить на женщину поочередно каждый из трех крестов.
После прикосновения третьего Креста недужная была чудесно исцелена...
На обратном пути процессия во главе с патриархом Макарием встретилась с погребальным шествием; один за другим кресты были возложены на умершего — и почивший воскрес от прикосновения к нему того же самого Креста, который исцелил болящую...

Молва о происшедших чудесах вскоре облетела весь Иерусалим и привела к Голгофе множество народа.
Все желали если не приложиться к Кресту Господню, то хотя бы видеть его.
По просьбам собравшихся Макарий и Елена, взойдя на возвышение, стали поднимать — воздвигать — Крест и показывать его на все четыре стороны; люди же поклонялись и восклицали с трепетом и благоговением: «Господи, помилуй!»
Будучи свидетелями чудесного обретения Животворящего Древа, христианскую веру приняли и многие иудеи. Христианином стал и старец Иуда, получивший при крещении имя Кириак.
На склоне лет он сделался даже епископом Иерусалимским и впоследствии принял мученическую смерть за Христа.

Император же Константин повелел возвести в Иерусалиме величественный храм в честь Воскресения Христова.
Церковь эта была столь обширна, что включала в свой внутренний объем и Голгофу, и Гроб Господень.
Храм строился десять лет и был освящен 26 сентября (13 сентября по старому стилю) 335 года.

На следующий день, в воскресенье, в сем храме был воздвигнут Крест Господень.
Именно тогда и было установлено празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Впервые в тот день в церкви было возглашено:

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!"
Повсеместное празднование Воздвижения было установлено собором епископов, съехавшихся на освящение храма со всех концов Великой империи.
И действительно, распространившись по всем христианским странам, праздник сей воистину стал всемирным.

Третье событие, воспоминаемое 27 сентября, произошло почти три века спустя.
Персидский царь Хозрой в 614 г. завоевал Иерусалим, овладел Животворящим Древом и вывез его в запечатанном ковчеге в свою страну.
Четырнадцать лет пребывал Крест в персидском плену, четырнадцать лет происходили от него знамения и чудеса, и все четырнадцать лет никто, включая самого Хозроя, не дерзал открыть ковчег и прикоснуться к христианской святыне.
Прошла чреда лет, и преемник Хозроя Сироес, заключив мир с византийским императором Ираклием, возвратил Животворящее Древо Креста Господня.
В день празднования Воздвижения, 27 (14) сентября 628 года, Крест вновь был водворен на Голгофу.
Кто хочет идти за Мною, говорит Спаситель, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8: 34).
Свой крест есть у каждого из нас: одним Господь посылает болезни, другим — нужду, третьим — трудности в семейной жизни.
Но каковы бы ни были особенности нашего личного креста, несение его подчиняется общим для всех духовным законам: необходимым условием является терпеливое и благодушное несение жизненных тягот.
Пример же подобного смиренного несения скорбей показал в земной жизни и особенно во дни последних страданий Своих Господь наш Иисус Христос.

Известный современный проповедник архимандрит Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин) говорит:
«Двадцать столетий прошло от величайшего события голгофской крестной жертвы Спасителя, когда Христос во славе вознесся на Небо. Крест же остался на земле, продолжая делать великое дело, начатое на Голгофе.
И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть.
И как у первого спасительного Креста в свое время противостали друг другу любовь и злоба, верность и предательство, — так суждено и во все времена жизни мира Кресту быть камнем преткновения.
Крест продолжает жить в мире — одним на спасение, другим — на вящую погибель. Борьба зла и добра у подножия Креста продолжается ради любви или ненависти к Тому, Кем освятилось Древо Креста».

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 157