Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 148 октябрь 2014 г. >> Пути преподобного Сергия

s Пути преподобного Сергия

преп. Сергий Радонежский
Читайте также:

8 октября –

преставление прп. Сергия Радонежского

Читая житие прп. Сергия, мы редко задумываемся о том, как много времени пришлось ему провести вне своего монастыря – будущей Троице-Сергиевой Лавры.
Причины странствий были разными, почти всегда выходы за стены обители были вынужденными.

Первый раз прп. Сергий покинул монастырь, не желая стать причиной раздора между братией.
Искореняя имущественное неравенство, он ввёл строгий Студийский общежительный монастырский устав.
Через какое-то время братия возроптали, и во главе ропотников встал старший брат прп. Сергия Стефан.
И тогда преподобный молча уходит в обитель Стефана Махрищского, а затем в густых лесах основывает небольшую обитель на реке Киржач.
Раскаяние братии и вмешательство митрополита Московского Алексия возвращает игумена в Троицкий монастырь.

Следующее путешествие преподобный Сергий предпринимает уже в Москву.
Он навещает своего ученика – игумена Андроника в новой обители, даёт ему наставление и возвращается в лавру.

Сразу после посещения Андроникова монастыря преподобный Сергий Радонежский, по просьбе святителя Алексия и юного московского князя Дмитрия Ивановича, отправился в Нижний Новгород с тем, чтобы примирить поссорившихся братьев-князей Суздальских.

Жития прп. Сергия говорят, что все свои странствия святой совершал только пешком.

Между Сергиевым Посадом и Спасо-Андроньевским монастырем примерно 76 километров, преподобный во время своих путешествий был уже весьма пожилым человеком, значит путь в одну только сторону мог занимать больше недели.
Ещё более поражают его путешествия в Серпухов и Калугу, где он основал Высоцкий и Голутвин монастыри.
В первом случае святому было более 60, а во втором – более 70 лет.
Кроме упомянутых, святой основал ещё два монастыря в Дубне, Московский Симонов.

Преподобный своим авторитетом фактически создал все северно-русское монашество и придал ему новый облик.

В глухих лесах, на берегах рек и островах сперва он сам, а затем и его ученики создали десятки обителей.
Святые Павел, Сергий и Сильвестр Обнорские подвизались на Вологодской земле, основали там три обители.
Св. Авраамий Галичский основал четыре монастыря в окрестностях Галича (Костромская земля).
Еще один монастырь там же был основан Никитой. Основателем обители был Иаков (Железноборский).
В Московской земле два монастыря были основаны Мефодием и Саввой Сторожевским.
По благословению прп. Сергия преподобными Феодором и Павлом был основан Ростовский Борисоглебский монастырь.
Св. Стефан Махрищский, монах Киево-Печерского монастыря, основал две обители.
Св. Димитрий из города Переяславля, прозванный Прилуцким, основал два общежительных монастыря к северу от Волги.
Дионисий, архиепископ Суздальский, основал монастырь в Нижнем Новгороде.
Св. Стефан, епископ Пермский, воздвиг четыре обители в новообращенной земле.
Прп. Кирилл – создатель Кириллова монастыря на берегу Белого озера – стал духовным отцом группы особо строгих подвижников, из которых позже, в конце XV и в 1-й половине XVI в., сформировалось особое течение в монашестве той эпохи — заволжское старчество, которое через св. Нила Сорского связано со святогорской и исихастской мистикой.

Со второй половины XIV до середины XV века русское монашество перестало быть городским (в Киевской Руси иночество было почти исключительно городским занятием), и превратилось в «Северную Фиваиду».
Возрождение Руси от татарского ига началось в диких и пустынных местах, а ученики Сергия Радонежского сыграли роль первопроходцев – они открывали новые места, создавали культурные и экономические центры и строили свои маленькие «города на болотах» задолго до Петра I.

Исключительная заслуга «игумена земли Русской» состояла в том, что для него не существовало мест, неприспособленных к подвижничеству.
Своими путешествиями преподобный Сергий Радонежский заложил основу той картины мира, о которой Николай Гоголь скажет «Монастырь наш Россия».

И дело было совсем не в том, что все наши предки жили как иноки в миру, а в том, что преподобный Сергий не ограничивал свой подвиг Троицкой обителью, а рассматривал всю Русь, как зону своей ответственности, как место, где можно проповедовать иноческие идеалы и жизнь по Евангелию.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 17