Каждый день Церковь празднует то или иное событие своей истории, почитает память того или иного святого.
Коротко суть праздника изложена в тропаре и кондаке, звучащих на всех богослужениях суточного круга, а полнее всего выражена в каноне, читаемом на Утрене (а также на Полунощнице и Повечерии, но в приходских храмах эти богослужения совершаются крайне редко).
Несмотря на различие праздников, канон сложился как чёткая поэтическая структура, включающая обязательное воспоминание ветхозаветных образов и пророчеств и соответствующих событий Завета Нового.
Слово «канон» переводится как «правило», «мерило», «норма».
Он состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой песни называется ирмосом, остальные (не менее трёх) – тропарями.
В зависимости от торжественности праздника по окончании каждой песни может петься ещё один ирмос (он может совпадать или не совпадать с первым), такое повторяющееся пение ирмоса называется катавасией (с греч. –.схождение.
По византийскому обычаю певчие двух клиросов в это время сходились в центр храма).
Вторая песнь в большинстве канонов отсутствует из-за сильного обличительного характера.
Она побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста и поётся только в эти дни.
Канон поётся на один из восьми гласов и состоит из таких частей:
Ирмóс: располагается в начале каждой песни, является образцом (по содержанию, стихотворной форме, ритму) для остальных тропарей данной песни.
Тропáрь: краткая песнь, прославляющая дела Бога или Его святых. Последний тропарь каждой песни посвящён прославлению Богородицы.
Троичный тропарь прославляет Пресвятую Троицу. Окончания тропарей каждой песни часто повторяются.
Седáлен: краткое церковное песнопение (после 3-й песни), во время которого молящиеся садились для слушания следующего за ним чтения Священного Писания или Жития святого.
Кондáк: в его теперешнем облике и объеме – небольшое песнопение в одну-две строфы, очень похожее на тропарь и поемое по тропарной мелодии. Поётся после 6-ой или после 3-ей песни канона.
Повторяется также на литургии и повечерии.
В основу ирмосов положены такие песни Святого Писания:
1-я. Благодарственная песнь пророка Моисея после перехода евреев через Чермнóе (Красное) море.
Это событие – основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной.
Под царством фараона подразумевается царство диавола и греха, под Израилем – христиане, которых Господь Своим воскресением перевёл от смерти к жизни (Исх. 14, 21-15, 21).
3-я. Благодарственная песнь св. Анны, матери пророка Самуила.
Св. Анна дала обет Господу, отдать Ему сына своего, если у неё будет ребенок.
Песнь является её молитвой, когда она отдала ребёнка служить Богу при священнике Илии. (1 Цар. 2; 1-10).
Символизирует нашу благодарность Господу, ибо без него мы бесплодны, как бесплодна была св. Анна.
4-я. Пророческая песнь-молитва пророка Аввакума (Авв. 3;1-19), в которой он воспевает величие Господа, Его спасение для нас.
5-я. Молитва пророка Исайи (Ис.26,9-19), провидевшего пришествие Спасителя и всеобщее воскресение.
6-я. Молитва пророка Ионы из чрева кита (Иона 2; 2-10).
Мы выражаем благодарность Господу за то, что Он спас нас, погрязших в грехах. Чрево кита – это образ преисподней.
7 и 8-я. Песнь трёх отроков, вверженных в раскалённую печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасённых (Дан. 3; 19, 26-56; 3, 57-90).
Печь – символ прошедшей, грешной жизни, за что евреи были отданы под власть язычников.
9-я. Песнь Богоматери при встрече со св. Елисаветою: «Величит душа моя Господа…».
Молитва Захарии, поражённого немотой и вновь обретшего дар речи «Благословен Господь Бог Израилев…».
|