О жизненном пути инокини Параскевы (Дыбиной) известно немало, передаются рассказы людей, бывших свидетелями или участниками её поразительных поступков, прозорливости, подвига ради спасения людских душ, ради Господа.
Перед рождением Прасковьи неграмотные родители просили у Бога дитя умное.
И Он дал им дитя… блаженное, юродивое.
Девочка, родившаяся в 1867 году в Харьковской губернии (сегодня Луганская область) очень рано обнаружила дивные Божии дары прозорливости.
Ей было около 3 лет, когда приметившие это родители решили испытать её: спрятали лопату и стали у ребёнка спрашивать, не знает ли, где лопата? Девочка сразу пошла к тому месту, где лопата была спрятана.
Чуть позже Паша стала свои предсказания прикрывать юродством.
Около семи-восьми лет она всю скотину, которую пасла, загнала на своё пшеничное поле.
Конечно, пшеница была истоптана. Этим она предсказала будущее царской России — всё будет “истоптано”.
В 12 лет Прасковье было ей некое видение, после которого она всё оставила и ушла в Свято-Скорбященский Старобельский монастырь.
Родители несколько раз приезжали за нею, но каждый раз, предвидев их приезд, она пряталась.
Так и осталась в монастыре, приняла там иноческий постриг с именем Параскева в честь почитаемой Сербской святой, добровольно приняла на себя подвиг юродства.
Не оставляя строгого исполнения иноческих правил, матушка Параскева очень часто вела себя крайне странно: то переоденется во всё красное и бегает по улицам, то сметёт мусор в кучу и тут же изо все й силы ударит по нему так, что всё разлетится…
И вот революция. У власти большевики – красные, а собор взорван.
После закрытия Старобельского монастыря матушка с сёстрами переходит в Фомовский Свято-Успенский-Серафимовский (Раздабаровский) монастырь.
Как и прежде, перед принятием решения все, включая игумению, приходили к инокине Параскеве за благословением. Родственники тоже не забывали о ней.
Как-то приехала сестра и спрашивает, женить ли сына.
«Жените, ему это пригодится», – ответила матушка.
Так и случилось: когда он с войны возвратился инвалидом, жена с любовью за ним ухаживала.
Раздабаровский монастырь тоже закрыли : в 1928 году.
Собравшимся вокруг матушки монахиням и странники пришлось скитаться по сёлам.
Не раз их заключали в тюрьму.
А матушке пришлось побывать и в психиатрической лечебнице.
В 1930-е годы иносказательно предсказывала аресты и сроки заключения.
Сама сидела в камере заключённых, а в 1933 году была отправлена на север, в Архангельскую область.
Удивительным был побег из лагеря и возвращение в родные края. "Освободившись из заключения, блаженная Параскева опять спешила с духовной помощью к гонимым за веру православным христианам.
В период массовых репрессий, когда людей изгоняли из своих домов и ссылали в лагеря, она день и ночь находилась на станциях, переполненных страждущими.
Что тогда творилось там: неимоверная теснота, давка у кассы, истошный крик перепуганных и голодных детей, плач матерей, стоны больных и стариков сливались в жуткий гул.
Весь этот ад источал страшный смрад и сизые клубы папиросного дыма.
Часто послушницы говорили блаженной: «Матушка, пойдёмте отсюда, зачем мы здесь сидим, здесь такой шум и смрад, что мы можем здесь сделать?».
А она отвечала: «Люди терпят, и нам надо пострадать вместе со страждущими. А смрад и шум перетерпим добровольно, да избавлены будем вечного смрада»", – повествует житие.
Трижды водила блаженная людей в Киев на поклонение нашим угодникам.
Предсказала она Великую Отечественную войну, непрерывно молилась за нашу землю, бесстрашно обличала немцев, прикровенно предсказывала долю уходивших на войну солдат.
Последнее время матушка жила в Лисичанске, где 30 октября 1942 г. мирно почила.
Через время после кончины матушка явилась кому-то и сказала: “Поднимите меня, я в воде лежу”.
Люди собрались и выкопали гроб. И впрямь грунтовые воды подошли к гробу.
Когда же его открыли, ее нашли нетленной.
Похоронили матушку Параскеву во дворе, где она жила в последнее время.
|