Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 149 ноябрь 2014 г. >> Поговорим об иконописи (7). Как на иконах изображаются ангелы

s Поговорим об иконописи (7). Как на иконах изображаются ангелы

Троица
Читайте также:


21 ноября – Собор Архистратига Михаила

и прочих Небесных Сил бесплотных

 

Среди девяти чинов ангельских (Херувимы, Серафимы и Престолы; Господства, Силы и Власти; Начала, Архангелы и Ангелы) "изображать архангелов и ангелов иконописцу проще всего, – говорит искусствовед Людмила Щенникова, – потому что они являлись людям в самом понятном образе – как прекрасные видом светозарные юноши".

Изображения Ангелов раннехристианского искусства представляли собою юношей, чаще всего без крыльев.
К первой половине V века сформировался привычный нам образ Ангела как юноши с крыльями в античном одеянии.

Архангелы и Ангелы несут на Землю вести из Божественного мира (слово «ангел» переводится как «вестник»), охраняют души от темных духов.
Среди Архангелов в книгах Священного Писания названы семь имен: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, но изображают более всех Гавриила, принесшего Деве Марии Благую весть, и Михаила – старшего над Архангелами.

Обычно Ангелы изображаются в апостольском одеянии: хитоне (тунике или далматике) и гиматии (похожем на тогу плаще), часто с двумя орнаментированными нашивками (клавами), являющимися символами посланничества и царского величия.
Волосы на их головах стягивает лента, напоминающая диадему.
Развивающиеся у висков концы ленты назывались тороками, или слухами, они символизировали постоянное слушание Ангелами Бога.

Архангел МихаилОчень часто на иконах, представляющих тот или иной библейский сюжет, где, согласно тексту, главным действующим лицом является безымянный ангел, есть надпись: "Архангел Михаил", и, наоборот, в композициях, где, как известно из Писания, действует именно архангел Михаил, написано просто: "Ангел Господень".
В Ветхом Завете Ангел Господеньэто образ Богоявления до воплощения Сына Божия (так, Иаков боролся с Богом, который предстал ему в образе Ангела (см. Быт. 32, 24-30)).

На иконе и архангел Михаил, и ангел Господень есть как бы собирательный образ всех согласно действующих ангельских сил; всякое деяние ангела, управляемого Михаилом, есть в какой-то степени и его деяние.

В переводе с древнееврейского “Михаил” означат “Кто яко Богэто как бы и не имя, а отражение имени Бога.

В христианской иконографии архангел Михаил часто изображается как прекрасный юноша в белоснежной тунике, символизирующей чистоту и бесстрастие. На других иконах мы видим Михаила облаченным в хитон сине-зеленых тонов и красный плащ.
В руках он держит сферу-зерцало, в которой созерцает Божественные тайны и Божественный Свет.
Наиболее распространенным является изображение архангела в образе военачальника, архистратига: в короткой тунике, доспехах, с мечом в руках.
Как ангел, близкий к Престолу Небесного Царя, архангел Михаил изображался и в императорских одеждах, в длинной, украшенной драгоценными камнями тунике, которую на груди крестообразно перехватывает лор, обязательная деталь облачения византийского императора".

Удивительно, что архистратиг Михаил, согласно Священному Преданию,предводитель всего небесного воинства, хотя и находится в низшей степени ангельской иерархии. Это еще раз говорит о том, что всех тайн ангельской жизни мы здесь, на земле, знать не можем.
Иконопись ангелов

Для изображения ангелов характерны:

1. Крылья — обязательный атрибут Ангелов и Архангелов.
2. Нимб — символ святости.
3. Далматика — парадное одеяние древних римлян и византийских императоров, в котором принято изображать Архангелов.
4. Гиматий — древнеримский плащ.
5. Лор
или лорум — пояс, богато украшенный орнаментом и драгоценными камнями.
6. Слухи
или тороки — концы ленты, которой повязана голова Архангела.
7. Зерцало (зеркало) или Глобус — диск или прозрачный шар — сфера с монограммой Иисуса Христа «ИС ХС» («ХС») или изображение Спаса Эммануила — Христа в младенческом возрасте. Его изображают прежде всего у архангелов Михаила и Гавриила. Впервые зерцало (с изображением креста) появилось в руках ангела на монетах императора Леонтия (484-488 годы). Его значение трактуется по-разному: небесная сфера, символизирующая мироздание, диск, щит, "печать Царя Небесного".
8. Мерило или Жезл, Посох — символ власти, а также свидетельством святости, царского и владычественного достоинства.

Иконопись ангелов
Могут также быть изображены:

  • Кадила и рипиды (опахала круглой или ромбовидной формы) ангелы держат в руках на иконах с изображением небесной Литургии. Рипиды символизируют Херувимов и Серафимов и поэтому украшаются их изображениями.


  • Лабарум со времен императора Константина и до XIII века был боевым штандартом императора и короля. Лабарум в руке Архангелаозначает, что он наделен высшей властью.
    На полотнище лабарума, как правило, начертаны слова из славословия: "агиос" ("свят") или монограмма Христа. Иконопись ангелов


  • Трубы – символы звука и ветра. Во время Страшного Суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы.


  • Орудия Страстей Господних – крест, копье, чаша и трость с губкой – держат, как правило, архангелы Михаил и Гавриил.
    Иконопись ангеловАнгел с крестом в руках явился императору Константину в 312 году перед битвой с Максенцием.
    В древности нередко изображалось поклонение ангелов кресту и орудиям Страстей, как например, на обороте иконы Спаса Нерукотворного XII века из Новгорода.


  • Покровец – небольшой плат, заимствованный из придворного церемониала, которым ангелы прикрывают руки во время священнодействий.

    Развернутые свитки в руках ангелов содержат слова приветствия (как на свитках архангелов Михаила и Гавриила, на иконах Богоматери), хвалебные гимны, поучения для входящих в храм и т. д. Иконопись ангелов
По работе Екатерины Степановой

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 127