Однажды братия пошли из Скита к авве Антонию.
Взошедше на корабль, чтобы отправиться к нему, нашли они одного старца, который хотел идти в ту же страну.
Братия не знали его. Сидя на корабле, братия рассказывали изречения отцов из Писания; также громко говорили о своих рукоделиях.
А старец молчал.
Когда они взошли в пристань, оказалось, что старец шёл также к авве Антонию.
Когда пришли к Антонию, он сказал им: хорошего вы нашли сопутника в этом старце!
Потом и старцу сказал: хороших и ты, авва, нашёл братий!
Старец отвечал ему: они хороши, но двор у них без ворот.
Кто хочет, подходит к стойлу и отвязывает осла.
Это сказал старец потому, что они говорили всё, что ни приходило им в голову.
Ещё говорил авва Антоний: кто не удерживает языка своего во время гнева, тот не удержит и своих страстей.
Ещё говорил: лучше есть мясо и пить вино, нежели злословием снедать плоть брата своего.
Он же говорил: змий изгнал Еву из рая клеветою. Посему злословящий ближнего подобен змию.
Он губит душу того, кто слушает его, – не спасает и своей!
Авва Сисой однажды сказал: поверь, вот тридцать уже лет молюсь я Богу так: Господи Иисусе! защити меня от языка моего. Но и доныне каждый день падаю и согрешаю языком моим.
Из книги "Господи, защити меня от языка моего" (2)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Прп. Антоний Великий пишет, что «Святой Дух (в христианине) ничем так не погашается, как суетными беседами».
При этом можно заметить, что бесполезная трата времени в разговорах сильнее проявляются, если в разговоре участвует много лиц.
Разговоры задушевные, утешающие, ободряющие и питающие душу — это обычно диалоги.
Уже третий собеседник чаще всего мешает в таких случаях откровенности и стесняет.
Недаром у японцев сложилась поговорка: там, где беседуют более двух человек, там потерянное время.
Лишь при беседе вдвоем душа может всецело отдаться собеседнику, соприкоснуться тесно с его душой, согреть ее вниманием, любовью, участием, разделить с ним горе, перелить в него свою бодрость, веру и жизнерадостность.
Так служат миру старцы.
Так должна подражать им и всякая христианская душа, стяжавшая в какой-то мере любовь, веру, мир и духовную бодрость.
А вот и еще обстоятельство, на которое мы обычно не обращаем внимания при разговорах.
Мы мирно беседуем с ближним, рассказываем ему про себя, сообщаем новости.
Пусть в этом не было зла, но если в разговоре не было необходимости и нами не руководили благие чувства: утешить, посочувствовать ближнему, научить его чему-нибудь полезному, дать благой совет, сообщить необходимые ему сведения — если этого всего не было, то сколько времени мы погубили и у себя, и у ближнего, мы обокрали и его, и себя, растратили и его, и свои «таланты» (время) попусту.
Вот почему, по наставлениям св. отцов, во всяком необходимом разговоре с людьми мы должны соблюдать краткость и уклоняться от бесполезного многословия.
Как пишет о. Александр Ельчанинов: «Между духовным ростом и многословием — обратная пропорциональность».
Из книги «Современная практика православного благочестия» Н.Е.Пестов |