Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 150 декабрь 2014 г. >> Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста

s Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста

Рождество Господне
Читайте также:

На вопросы отвечает настоятель храма
в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
игумен Нектарий (Морозов)

— Мы привыкли к тому, что праздник — время радости.
Почему у православных христиан перед самыми значительными торжествами установлен пост?


— Праздник в понимании светского человека и в понимании человека церковного — вещи совершенно различные.
В миру подготовка к празднику — это поход по магазинам, забота о разнообразно накрытом столе, о том, как занять, развлечь гостей.
Такое отношение — чисто земное.

Праздник же церковный — торжество другого, духовного порядка, дающее верующему возможность через воспоминание тех или иных событий Священной истории прикоснуться сердцем к иной, небесной, реальности и пережить во всей полноте радость от этого удивительного, ни с чем не сравнимого прикосновения.
Но человек состоит из духа, души и тела.
И дух и душа в его повседневной жизни оказываются в угнетенном, подавленном состоянии — властвует тело с его потребностями, привычками, удовольствиями.
Для того, чтобы дать духу свободу в его устремлении к Богу, необходимо "утеснить" свою плоть, хотя бы в чем-то ограничив ее подчас весьма прихотливые требования.
Таким способом самоограничения и является пост.
В той или иной форме, как воздержание от излишеств, он всегда должен присутствовать в жизни православного христианина.
Но на протяжении церковного года существуют отдельные периоды, специально посвященные воздержанию большему, это так называемые "многодневные посты", одним из которых является Рождественский.


— Его также называют "Филиппов" пост…

— Да, поскольку начинается он на следующий день после празднования святому апостолу Филиппу, 28 ноября (н.с.).
А заканчивается уже на Рождество, которое празднуется 7 января (н.с.), продолжаясь, таким образом, 40 дней.
По своему Уставу о пище он не самый строгий.
В субботние и воскресные дни, а так же в дни праздников с полиелеем, если они не приходятся на среду и пятницу, Рождественским постом разрешается вкушение рыбы, в остальные дни — пища только растительного происхождения.
Наиболее строгий период поста — последние его дни, время предпразднства — со 2 по 6 января включительно.
В эти дни, хотя бы на них и выпадали воскресенье, суббота или какой-то праздник, рыба на трапезе уже не допускается.
А день самого строгого поста — канун Рождества, Рождественский сочельник, когда по церковным правилам пищу принято вкушать лишь вечером, с появлением на небе "первой звезды" (приблизительно в 16-17 часов).


— Мы говорим сейчас о "телесной" стороне поста. Но, наверное, пост столь же необходим и для души человека?

Да, конечно, постясь телесно, необходимо помнить, что главное — пост духовный.
Поэтому если человек ограничивает себя в пище, но при этом не посещает храм, участвует в каких-либо развлечениях и увеселениях, то ощутимой пользы его пост не принесет, станет чем-то вроде своеобразной "диеты", не более того.
Без молитвы за богослужением внутренний смысл поста понять вообще невозможно.
Пост для христианина — время, когда он может более основательно потрудиться над своей душой: побороться в себе с теми недостатками, с которыми обычно он по малодушию мирится, постараться возделать в себе добродетели, в которых сознает себя недостаточно преуспевшим.
Тогда и день праздника, как венец его поста, становится для него днем подлинной радости, подлинного духовного торжества.


— Что такое для верующего человека день Рождества?

— Рождество для нас — это завершение Ветхого Завета и начало Нового.
То, чего ожидали ветхозаветные праведники и все, сохранившие веру в истинного Бога, с того момента, как наши праотцы переступили ту единственную заповедь, которая была дана Богом первозданному Адаму.
Это событие, которое изменило судьбу человеческого рода, начало нашего спасения.
Само церковное богослужение готовит человека к такому пониманию Рождества.

В дни предпразднства (2-6 января) в стихирах, канонах на утрени и повечерии, удивительных по своей глубине и умилительности, звучит, все более нарастая, одна и та же мысль: "Христос рождается, Христос приходит".
И это ощущение — того, что "Господь приходит", становится совершенно реальным.

Приведу пример немного личный, но очень яркий.
Достаточно уже давно один мой друг, верующий, но живший в то время не вполне церковной жизнью человек, служил в армии.
Рождественской ночью он находился в дозоре, и вдруг в какой-то момент, абсолютно без видимых причин, вдруг почувствовал, что… родился Господь.
Его сердце наполнила поразительная, совершенно неожиданная радость.
Очевидно, в ночь Рождества происходит какое-то таинство — таинство воспоминания мира о самом удивительном моменте его истории: о том, как Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом.


— Как осознать для себя необходимость поста?

— Заповедь поста является самой древней: первой, данной первозданному человеку в Эдеме.
И подвиг постный занимает в церковной истории место очень видное.
Прежде всего, памятен пост пророка Моисея, предшествовавший вручению ему богоначертанных скрижалей.
Удивительный контраст: с одной стороны — Моисей, не вкушающий пищу в течение сорока дней для того, чтобы принять от Бога Его Завет.
С другой — израильтяне, которых он ведет по пустыне: из-за того, что им не хватает мяса, лука и чеснока в той мере, к которой они привыкли в Египте, они готовы вернуться туда, где убивали каждого первенца, родившегося в еврейской семье!

Замечательно об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): гордый человек в самообольщении почитает себя чем-то значительным, но как только оказывается стесненным его чрево, становится очевидным, что он является его рабом.
Пост — одно из средств от этого рабства освободиться.
Но самое важное здесь для нас — пример Спасителя, который, готовясь к Своему служению, подъял такой же сорокадневный пост.
Не нуждаясь в такой подготовке Сам, он показал нам образ того, как необходимо готовиться к важным событиям в нашей жизни.


— Пост сложен для современного человека, живущего не в монашеском общежитии, а посреди мира.
Окружающим пост представляется иногда странным анахронизмом, а иногда — попросту мракобесием.
Возможны ли в связи с этим какие-то послабления для постящегося?


— Безусловно, поститься посреди мира труднее, чем в монашеской обители.
Порой и в семье кто-то пришел к Богу, а кто-то церковной жизни и ее правил не понимает и не принимает, и постная кухня как таковая отсутствует.
Трудно и когда человек большую часть дня проводит на работе, где нет возможности приобрести качественную постную пищу.
Но трудно — не значит невозможно.
Опыт неопровержимо свидетельствует: когда христианин решается поститься, то ему это удается, все препятствия преодолеваются.

Есть и еще один очень существенный аспект поста для человека, живущего посреди мира.
В этом мире, расцерковленном, не знающем Бога, в его событиях и делах мы очень часто "растворяемся", "теряемся", он заставляет нас забывать, кто мы. И в этом смысле пост — очень действенное средство для того, чтобы помнить о том, что ты верующий, православный человек.
И в то же время это проповедь без слов, потому что люди, видя того, кто от чего-то отказывается ради Бога, поневоле начинают относиться к его вере с уважением.
Часто это становится для них поводом задуматься, а потом и спросить о чем-то важном для себя.


Но, конечно, отступления от принятого устава поста возможны, если человек болен и не имеет физических сил для его соблюдения.
Однако лучше всего это согласовывать со священником, испрашивая его благословения и совета.

Знаете, физически мы действительно намного слабее своих предков, показывавших удивительные примеры воздержания, и не можем брать на себя их меру подвижничества.
Но мы немощнее их и душевно, и духовно.
И потому сегодня священнику приходится снисходить не только к тем, кто болен телесно, облегчая для них воздержание какими-то послаблениями. Современный воцерковляющийся человек может быть не готов к посту и чисто психологически.
Мысль о том, что надо отказываться от привычной пищи на протяжении 40 дней, приводит его в ужас.
И когда видишь, что человек поститься не решается однозначно, то, чтобы не оттолкнуть его совсем, можно предложить некий "обучительный" пост: чтобы на первый раз постящийся отказался хотя бы только от мяса и еще от чего-либо скоромного.
И есть надежда, что следующим постом он созреет для воздержания более строгого.


— Стоит ли верующему человеку отмечать Новый год, который приходится на время поста?
Как поступить, если для его близких этот праздник очень важен?


— Здесь необходимо духовное рассуждение.
Если рядом люди церковные, то здесь все просто: по собственному произволению верующему человеку не стоит включаться на всю ночь в телепространство развлечений, участвовать в увеселительных мероприятиях.
Если не все члены семьи верующие люди, то нужно выбирать достойную меру: не отступать от поста телесного, но постараться делать это насколько возможно незаметно и не предаваться чрезмерному веселью.
Полного компромисса здесь быть не может. Скорее, мы мягко и с любовью к своим близким должны делать то, к чему нас обязывают и закон Божий, и церковные каноны.


— На что бы вы еще посоветовали обратить внимание постящемуся человеку?

— На то, что пост не только время посильного аскетического подвига, но и время искушений.
Выявляется такая духовная закономерность: начиная пытаться жить собраннее, человек выходит на линию борьбы.
Наступает время военное: на него ополчаются те силы, которые противятся всему доброму в нашей жизни.

Но это происходит не без попущения Божия.
Как говорит преподобный авва Дорофей, каждому доброму делу или предшествует, или последует искушение.
А чаще всего искушения постом проявляются в обострении существующих конфликтов или возникновении новых.

Вообще человек постящийся, к сожалению, становится иногда гораздо более раздражительным, нервозным...
Но зная заранее о том, что пост — время искушений, можно лучше приготовляться к ним и переносить их более благодушно.

Главным образом в этом должна помогать молитва.
Вообще постом верующие обычно увеличивают свое молитвенное правило: читают псалтирь, полагают земные поклоны, стараются не допускать в правиле каких-то упущений или сокращений.

И вот о чем бы хотелось сказать еще.
Человек — и человек верующий также — с очень большой легкостью забывает о должном.
Мы постоянно нуждаемся в стимулах, поводах для того, чтобы обратить внимание на то важное, мимо чего проходим в своей повседневной жизни.
И именно таким поводом, стимулом для самособирания становится пост.
Но, к сожалению, очень часто с его окончанием происходит некий "откат" назад, человек быстро теряет то немногое, что собрать удалось.
И очень важно этого избежать, чтобы пост стал для нас очередной, пусть совсем небольшой, но ступенькой в нашем восхождении к Богу.
Чтобы с этой ступеньки мы не соскользнули вниз.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 14