Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 152 февраль 2015 г. >> Земли Галицкой созревший клас

Земли Галицкой созревший клас




5 февраля – 40 дней по кончине
настоятельницы Львовского Спасо-Преображенского монастыря
схиигумении Вероники (Щурат-Глухой)

1952-й год, Львов. Трёхлетняя девочка видит на улице монахиню с крестом на груди.
"Кто эта тётя? Почему она в чёрном? Почему у неё такой крест?" Родители рассказали – как могли, сообразно возрасту ребёнка.
Девочка Василина пришла домой, нашла чёрный платок, повязала им голову, надела крест. И так ходила до поступления в школу.
Конечно, в школе ей не разрешили носить ни платок, ни крест поверх одежды.
Она сняла. "Сняла – и обо всём забыла",  – говорила матушка.Школа, хореографическое училище, филологический факультет университета.

Работа помощником режиссёра в театре. Счастливое, по любви, замужество.
Но в 39 лет Василина Степановна остаётся вдовой: не дожив до 50-ти лет её муж – известный актёр Владимир Глухой – упокоился.
Она отрезала роскошную косу, положила мужу в гроб. 
С уходом мужа смысл жизни стал теряться. Где опора? Где истина? Что дальше?

Василина Степановна Щурат-Глуха выросла в удивительной семье.
Дочка и внучка академиков-филологов (в честь деда, Василя Щурата, названы улицы Львова и других городов.
Он – автор лучшего дореволюционного перевода на украинский язык "Слова о полку Игореве", основатель Украинского тайного университета во Львове, активный участник общества «Просвита» и НТШ; отец, Степан Щурат – известный франковед, переводчик) с одной стороны, внучка священника (прот. Владимир Гургула служил в древнем Успенском соборе, как большинство львовской интеллигенции конца XIX – начала ХХ столетий считал себя православным, был настроен промосковски, почитал царскую семью; был единственным священником, кого допустил к себе умирающий Иван Франко, и  которого о. Владимир отпевал) – с другой, она жила семейным духом поисков истины, трудом, познанием себя и мира.

В те годы (конец 80-х  – начало 90-х) начал возрождаться греко-католический монастырь студитов-бенедиктинок.
И Василина Степановна поступает в него. Не только трудится физически, изучает устав, размышляет на богословские темы, но и задумывается о смущающих её душу сомнениях.
О Берестейской унии 1596 года, которую Львовское православное братство приняло в 1706, а Креховский монастырь – последним на Галичине – в 1721 г. О том, что ни один пункт унии Римом выполнен не был.
О том, что богослужения в студийском монастыре велось по православным богослужебным книгам, но им, монахиням, говорилось, что они должны быть "КАК православные".
О том, что её родственники-священники с радостью принимали участие во Львовском Соборе 1946 года, отменившим греко-католичество на украинских землях, возвратив тем самым верующим веру их предков…

11 лет провела униатская монахиня Венедикта среди студитов.
Пять из них бывала в православном храме вмч. Георгия: по благословению ходила за богослужебной литературой, разговоривала с владыкой Августином.

В 2002 г. Господь привёл рабу Свою в православие.
Монахине, а затем игумении Варваре выпало возродить монашескую жизнь на Галицкой земле после 300 лет небытия.
Первый после принятия унии монастырь – женский Спасо-Преображенский во Львове – Господь благословил создать ей.
Каких трудов стоило узаконить православную обитель во Львове, знает только Творец.
Результат хождений по инстанциям – запрет создания монастыря вне города, то есть, без земли, что означало жизнь обители на подаяние немногочисленных православных.

 Почти десять лет монастырь располагается в двухкомнатной квартире в центре оживлённого торгового города.
Одна комната – храм, вторая – келлии для сестёр. Кухня – и трапезная, и просфорня, и кухня. 
Богослужения совершаются по полному кругу, без каких-либо сокращений.
Древний знаменный распев. Маленький коридорчик не вмещает прихожан.

Матушка Варвара, обладавшая писательским и поэтическим даром, создала несколько служб и акафистов (Тихвинской иконе «Слезоточивая», что во Львовском Георгиевском храме; Петровской иконе Божией Матери и иконе «Спорительница хлебов»; прп. Амфилохию Почаевскому, причём при прославлении преподобного служилось именно эта служба; сщмч. Никифору; сщмч. Иоанну Зарайскому и др.).

65 лет шла Домой матушка.
Ещё в 2000 году врачи говорили, что жить ей недолго. Но оказалось ещё 14 лет трудов ради Бога.

Осенью 2014 года матушка заболела.
21 декабря была пострижена в великую схиму с именем ВЕРОНИКА.
Через неделю, 28 декабря, в 7-20 утра преставилась ко Господу.
Похоронена 30 декабря в Киеве, в Свято-Пантелеимоновском монастыре, что в Феофании – на своей духовной родине: именно здесь родилась православная монахиня Варвара (Щура-Глуха), отсюда начался её ПУТЬ.

Тихая, ласковая, светящаяся воистину неземным светом матушка.
Так любившая все монастырские послушания, до последней секунды ищущая и уповающая на Господа своего, бесконечно любившая всех, кого Он ей посылал на жизненном пути.
Участница Поместного Собора РПЦ по выборам Патриарха, убеждённая в необходимости беречь и хранить Истину и благодать, живущие только в православии. Бескомпромиссная защитница церковных догматов и канонов.
Воплощение благородства и культуры.

Сейчас в интернете можно найти тексты воспоминаний, рассказов, интервью, выступлений схиигумении Вероники и людей, знавших её.
Более полный текст этой статьи будет помещён на сайте нашего храма.

Прошу вас, дорогие братья и сестры, пропустите через сердце слова матушки, вдумайтесь в них, сроднитесь с ними.

«Неправда — маленькая или большая, все равно неправда.
Если Христос – истина, То всякая неправда – против Христа».

подготовила Евгения Ерёменко

духовник монастыря прот. Зиновий, иг. Варвара,
архиеп. Августин, благочинная мон. Гавриила
Еп. Филарет, иг. Варвара,
Блаженнейший митрополит Владимир,
архиеп. Августин

 


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 774