|
|
5 февраля – 40 дней по кончине
настоятельницы
Львовского Спасо-Преображенского монастыря
схиигумении Вероники (Щурат-Глухой)
|
1952-й год, Львов. Трёхлетняя девочка видит на улице монахиню с крестом на груди.
"Кто эта тётя? Почему она в чёрном? Почему у неё такой крест?" Родители рассказали – как могли, сообразно возрасту ребёнка.
Девочка Василина пришла домой, нашла чёрный платок, повязала им голову, надела крест.
И так ходила до поступления в школу.
Конечно, в школе ей не разрешили носить ни платок, ни крест поверх одежды.
Она сняла. "Сняла – и обо всём забыла", – говорила матушка.Школа, хореографическое училище, филологический факультет университета.
Работа помощником режиссёра в театре. Счастливое, по любви, замужество.
Но в 39 лет Василина Степановна остаётся вдовой: не дожив до 50-ти лет её муж – известный актёр Владимир Глухой – упокоился.
Она отрезала роскошную косу, положила мужу в гроб.
С уходом мужа смысл жизни стал теряться. Где опора? Где истина? Что дальше?
Василина Степановна Щурат-Глуха выросла в удивительной семье.
Дочка и внучка академиков-филологов (в честь деда, Василя Щурата, названы улицы Львова и других городов.
Он – автор лучшего дореволюционного перевода на украинский язык "Слова о полку Игореве", основатель Украинского тайного университета во Львове, активный участник общества «Просвита» и НТШ; отец, Степан Щурат – известный франковед, переводчик) с одной стороны, внучка священника (прот. Владимир Гургула служил в древнем Успенском соборе, как большинство львовской интеллигенции конца XIX – начала ХХ столетий считал себя православным, был настроен промосковски, почитал царскую семью; был единственным священником, кого допустил к себе умирающий Иван Франко, и которого о. Владимир отпевал) – с другой, она жила семейным духом поисков истины, трудом, познанием себя и мира.
В те годы (конец 80-х – начало 90-х) начал возрождаться греко-католический монастырь студитов-бенедиктинок.
И Василина Степановна поступает в него. Не только трудится физически, изучает устав, размышляет на богословские темы, но и задумывается о смущающих её душу сомнениях.
О Берестейской унии 1596 года, которую Львовское православное братство приняло в 1706, а Креховский монастырь – последним на Галичине – в 1721 г. О том, что ни один пункт унии Римом выполнен не был.
О том, что богослужения в студийском монастыре велось по православным богослужебным книгам, но им, монахиням, говорилось, что они должны быть "КАК православные".
О том, что её родственники-священники с радостью принимали участие во Львовском Соборе 1946 года, отменившим греко-католичество на украинских землях, возвратив тем самым верующим веру их предков…
11 лет провела униатская монахиня Венедикта среди студитов.
Пять из них бывала в православном храме вмч. Георгия: по благословению ходила за богослужебной литературой, разговоривала с владыкой Августином.
В 2002 г. Господь привёл рабу Свою в православие.
Монахине, а затем игумении Варваре выпало возродить монашескую жизнь на Галицкой земле после 300 лет небытия.
Первый после принятия унии монастырь – женский Спасо-Преображенский во Львове – Господь благословил создать ей.
Каких трудов стоило узаконить православную обитель во Львове, знает только Творец.
Результат хождений по инстанциям – запрет создания монастыря вне города, то есть, без земли, что означало жизнь обители на подаяние немногочисленных православных.
Почти десять лет монастырь располагается в двухкомнатной квартире в центре оживлённого торгового города.
Одна комната – храм, вторая – келлии для сестёр. Кухня – и трапезная, и просфорня, и кухня.
Богослужения совершаются по полному кругу, без каких-либо сокращений.
Древний знаменный распев. Маленький коридорчик не вмещает прихожан.
Матушка Варвара, обладавшая писательским и поэтическим даром, создала несколько служб и акафистов (Тихвинской иконе «Слезоточивая», что во Львовском Георгиевском храме; Петровской иконе Божией Матери и иконе «Спорительница хлебов»; прп. Амфилохию Почаевскому, причём при прославлении преподобного служилось именно эта служба; сщмч. Никифору; сщмч. Иоанну Зарайскому и др.).
65 лет шла Домой матушка.
Ещё в 2000 году врачи говорили, что жить ей недолго. Но оказалось ещё 14 лет трудов ради Бога.
Осенью 2014 года матушка заболела.
21 декабря была пострижена в великую схиму с именем ВЕРОНИКА.
Через неделю, 28 декабря, в 7-20 утра преставилась ко Господу.
Похоронена 30 декабря в Киеве, в Свято-Пантелеимоновском монастыре, что в Феофании – на своей духовной родине: именно здесь родилась православная монахиня Варвара (Щура-Глуха), отсюда начался её ПУТЬ.
Тихая, ласковая, светящаяся воистину неземным светом матушка.
Так любившая все монастырские послушания, до последней секунды ищущая и уповающая на Господа своего, бесконечно любившая всех, кого Он ей посылал на жизненном пути.
Участница Поместного Собора РПЦ по выборам Патриарха, убеждённая в необходимости беречь и хранить Истину и благодать, живущие только в православии. Бескомпромиссная защитница церковных догматов и канонов.
Воплощение благородства и культуры.
Сейчас в интернете можно найти тексты воспоминаний, рассказов, интервью, выступлений схиигумении Вероники и людей, знавших её.
Более полный текст этой статьи будет помещён на сайте нашего храма.
Прошу вас, дорогие братья и сестры, пропустите через сердце слова матушки, вдумайтесь в них, сроднитесь с ними.
«Неправда — маленькая или большая, все равно неправда.
Если Христос – истина, То всякая неправда – против Христа».
подготовила Евгения Ерёменко
|
|
духовник монастыря прот. Зиновий,
иг. Варвара,
архиеп. Августин,
благочинная мон. Гавриила |
Еп. Филарет, иг. Варвара,
Блаженнейший митрополит Владимир,
архиеп. Августин |
|