Греческое слово “грех”, “хамартия” буквально значит “промах мимо цели”.
Если человек направлялся в деревню, где его ожидал ужин и ночлег, а вместо этого заблудился (“заблудил” как говорили раньше) в лесу, он промахнулся мимо цели. Если он плыл в порт, а оказался непонятно где посреди бурного моря, с ним случилась та же беда.
Так или иначе, он сбился с пути.
Но сбиться можно только в том случае, если существует истинный путь, и истинное место назначения — место, куда мы должны прийти, наш подлинный, вечный Дом.
Многие современные люди не верят в реальность греха именно потому, что они не верят в реальность Дома — никакого предназначения у нас нет, жизнь — это путь в полное небытие, а на дороге в никуда заблудиться невозможно.
Здесь лежит различие между христианской и светской этикой: светская этика требует только воздержания от причинения явного вреда другим; христианская этика не противоречит ей, но она значительно объемнее: согласно ей, человек может нанести себе вред, который намного хуже смерти, или, наоборот, обрести благо, которое неизмеримо больше любой, самой долгой и счастливой земной жизни.
Христианин должен быть как минимум законопослушным гражданином и хорошим соседом — но этот минимум недостаточен.
Надо понимать, что гражданская добропорядочность ещё не спасет нас, если мы строим нашу жизнь на неправильном основании и направляем её к неправильной цели.
Фельдмаршал Эрвин Роммель, командующий немецкими войсками в Северной Африке в годы Второй Мировой Войны, был умелым полководцем и порядочным человеком.
Он соблюдал правила и обычаи ведения войны, гуманно обращался с пленными, не трогал гражданское население, и вообще никакими преступлениями себя не запятнал.
Но он сражался на стороне Гитлера, и благодаря его верной службе Гитлер погубил больше невинных людей, чем мог бы.
Этот, достойный в остальных отношениях, человек согрешил — то есть “промахнулся” самым ужасным образом, посвятив свой меч одному из самых страшных злодеев в истории.
То, как человек сражается — важно; но еще важнее — за кого он сражается.
Евангелие требует от нас покориться истинному Царю, Иисусу Христу, и посвятить нашу жизнь Ему.
Поэтому покаяние — не просто признание тех случаев, когда мы несправедливо обходились с другими людьми; это, прежде всего — пересмотр курса, выбор правильной дороги, присяга правильной стороне. |