Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 154 апрель 2015 г. >> Архимандрит Ефрем: Послушание – это когда ты отдаешь свое сердце

Архимандрит Ефрем: Послушание – это когда ты отдаешь свое сердце

Архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед
Читайте также:

Из беседы архимандрита Ефрема,
настоятеля Афонского монастыря Ватопед,
с монашествующими Екатеринбургской епархии


Вопрос: Является ли такое природное свойство характера, как шутливость, общительность препятствием для преуспеяния в жизни по Евангелию?

Ответ: Нет, не является. Главное, чтобы такой человек был внимательным и старался пребывать внутри себя.
Расскажу вам случай, который я никогда не забуду.
Я пришел к старцу Паисию, а у него в гостях были какие-то волосатые молодые люди, знаете, с сережками и так далее.
И он с ними сидит, шутит, смеется, каждые десять-пятнадцать минут выносит им лукум, угощает.
Я был тогда молодым, новоначальным, ещё в Кутлумуше жил.
И я сказал себе внутренне: «Ну что это за исихаст? Все какие-то шутки, смех, улыбки».
Потом эти ребята ушли, остались только мы, двое-трое отцов, и старец ответил мне на мой помысел.
Он сказал мне: «Они — дети, и я снисхожу до их меры. Но знаете, как только я вхожу в келью, мой ум тут же восхищается горе, и я плачу».
И это человек, который только что шутил, даже анекдоты рассказывал…

Важно то, насколько монах подвизается войти внутрь своего сердца.
Поэтому наш старец Иосиф говорил, что настоящий монах, настоящий исихаст (от др.-греч. ?συχ?α – «спокойствие, тишина, уединение») – тот, кто достиг такого состояния, что может плакать всякий час, когда захочет, не взирая на то, где он и с кем он.

Вопрос: Объясните, пожалуйста, что такое беспопечительность и как её приобрести?

Ответ: Когда монах пребывает в послушании, он беспопечителен, беззаботен.
Знаете, когда у ума есть забота? Когда у человека есть свои желания.
Человеку могут дать необыкновенно ответственное, трудное послушание, но при этом он будет чувствовать себя так легко, что сам будет удивляться, как при стольких заботах он остается таким беззаботным.
Поэтому всегда говорите «нет» своим желаниям, своей воле.

Авва Марк, подвижник, говорит, что тот монах, который примешивает к послушанию свою волю, прелюбодействует.
К примеру, кто-то из вас, какая-то сестра хочет поехать в город.
Вот она приходит к матушке и говорит: «Матушка, есть очень срочное дело, надо то-то обязательно сделать, то-то купить, это очень важно». Матушка отвечает: «Конечно, раз так, дочка, поезжай».
Но сестра эта не о деле заботится, её это дело не волнует, не это причина её поездки.
Вот это и значит смешивать свою волю с послушанием.

Приехал к нам недавно один архимандрит и говорит мне:
«Я тебя прошу, сделай мне одну услугу. Ты знаешь многих архиереев, попроси их, чтобы меня избрали епископом».
Я не хотел его огорчать и говорю ему: «Ну, постараюсь».
Конечно, я этого не сделаю, мне очень не понравилось такое его устремление, его пристрастие.
И ведь помимо меня он наверняка попросил об этом многих других.
По духовным законам, он находится в прелести. Если он кладет такую духовную основу, следует своей воле, то как он потом преуспеет?

Видите, когда у человека нет просвещения Божиего, он на всё смотрит с точки зрения логики, недуховно.
«Все мои сверстники, говорит, уже архиереи, а я нет!» То есть, по-мирскому смотрит на духовные вещи.

У нас в Ватопеде, когда он был еще идиоритмическим (особножи?тельным, не общежительным) монастырем, жил один монах, который пятьдесят лет был в послушании, не стал руководителем, старцем.
И когда он на судьбу жаловался, то говорил так: «Ох, горе мне, пятьдесят лет в послушниках
Это неправильный взгляд, ведь на самом деле быть послушником – это самое лучшее, что только может быть.
Кто пребывает в послушании – тот самый свободный.
Ведь какой человек свободен? Не тот, который делает то, что хочет и идёт, куда хочет.
Свободен тот, кто свободен от страстей.
Чем больше мы подчиняемся, тем больше освобождаемся от страстей и тем больше знаем Христа.
Поэтому Господь и сказал: «Познайте истину, и истина освободит вас».

Истина – это не идеология, не теория, не философия, а Личность.

Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).
Значит, чем сильнее у нас чувство присутствия истины – Христа, тем более мы свободны.
Истинным подражателем Христа бывает тот, кто живет в послушании.

Возьмите Евангелие от Иоанна — везде вы увидите, насколько Сын слушался Отца.
Как Я услышал от Отца, тако глаголю. Как заповедал Мне Отец, тако глаголю.
Вот какая была роль у Христа.
И кто постиг, что это и есть смысл нашей жизни, тот решил все свои проблемы.

Наш «дедушка», старец Иосиф Исихаст, был крайним безмолвником, но об исихазме говорил немного, а постоянно говорил о послушании.
Именно послушание дает молитву.

А кто на часы смотрит и говорит: «Вот, еще 10 минут, и убегу с послушания в келью», тот не будет иметь молитвы.
Он — государственный чиновник, который, как говорится, «в час заканчивает работу, а в 12 уже дома».
Это не монах. Мы пришли в монастырь не для того, чтобы поудобнее устроиться, но чтобы жертвовать собой.
И тогда решаются все наши трудности.

Старец Паисий даже так говорил:
«Если в общежительном монастыре нас не используют все, то мы неудачники».
Надо, чтоб все нас звали на помощь, не боялись отказа.
Бывает, я говорю кому-то из братьев: «Чадо, поди, сделай то-то и возьми себе в помощь такого-то брата».
А он меня просит: «Геронда, простите, можно не его, потому что если я попрошу его, то он откажет, и будет просто скандал».
Потому что он лентяй. И просит дать другого брата, который на самом деле поможет, который расположен помогать всегда.
И именно тот, кто так расположен и с готовностью отзывается, того и будут использовать, и он как раз истинный мученик совести.

Вопрос: Есть ли у вас в монастыре чин собирания укрух (укрухкусок хлеба, ломоть), и как вы это делаете?

Ответ: Когда мы встаем из-за стола, то первое благословение священника – это благословение укрухов.
В старых требниках есть эта молитва: «Господи, благослови укрухи и умножи во святей обители сей и во всем мире».
И уже потом обычное «Благословен Бог наш…» и «с нами Бог…» — есть чинопоследование.
А по поводу остатков – то, что остается после трапезы отцов, мы собираем, а у мирян – выбрасываем, потому что сейчас много болезней, не знаешь, кто чем болеет. Пищу мы ставим в центр стола, и каждый берет сколько надо.
Раньше мы сразу раскладывали порции, но увидели, что это непрактично.
Но что я замечаю за паломниками, и меня это расстраивает – они бывают очень невнимательны, могут положить себе большой кусок сыра, немного съедят и так оставят, и приходится потом всё выбрасывать.

У современного человека нет чувства бережливости, а ведь бережливость – это великая добродетель.
Одно дело жадность, и совсем другое – бережливость.

Архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря ВатопедСтарец Иосиф Исихаст, например, был в этом отношении очень требователен.
К концу жизни он уже не мог заниматься рукоделием и чистил бобовые, чечевицу и тому подобное.
И вот у него иногда падала на пол какая-нибудь чечевица, а он весь распух от болезни, и для него было очень тяжело наклоняться, больно.
Но он прилагал это неимоверно тяжелое усилие, наклонялся и поднимал крупицу.

Отцы ему говорили: «Геронда, если одна горошинка упадет, это же не грех!»
А он говорил:
«Отцы, я вижу святого Иоанна Предтечу(калива была посвящена ему), который с забора бросает нам продукты, когда мы обращаемся с ними бережно. Если мы будем пренебрегать этим, то он нас оставит».
Великое дело бережливость.


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 179