Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 154 апрель 2015 г. >> Как бы я хотел, чтобы вы все были поэтами (3)

Как бы я хотел, чтобы вы все были поэтами (3)

Читайте также:


о роли творчества в жизни человека с христианской точки зрения

рассуждает иеромонах Давид (Легейда),
благочинный и регент братского хора Валаамского монастыря.



- Каждый ли человек способен к творчеству?
Как определить, в каком направлении проявлять свой творческий потенциал, какую стезю выбрать?


- Господь создал человека и хочет, чтобы каждый стал подобным Ему по благодати: …будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48); …будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6: 36).
Вот в этой всемилующей любви открывается нам истинное творчество.
Истинная любовь всегда в этом мире жертвенна и крестна.
И поэтому воля Божия о каждом из нас открывается нам не в потребительском отношении:
«Что я могу взять от этого места или от этого человека?»,
а наоборот: «Чем я могу послужить сегодня здесь и сейчас, на этом месте, в окружении этих, данных мне Богом, людей?»

Как говорят, самый важный человек для тебя — это тот, который сейчас перед тобой.
И верующий человек всегда относится к каждой такой встрече творчески, то есть не пользуется только какими-то штампами и сложившимися обычаями, а каждый раз молитвенно задает себе вопрос: «Что сейчас хочет от меня Господь? Чем я могу помочь этому человеку и послужить ему
Но, конечно же, со смирением, зная свой чин и уровень.
И вот только ответственная перед всеми жертвенная любовь способна победить нашу духовную и телесную леность.
А иногда любовь вдохновляет нас и на подвиги, превосходящие наши немощные силы.
Конечно, у каждого человека есть свое призвание, ибо у Духа Святого множество даров.
Но все они служат любви к Богу и человеку.
И при выборе профессии и деятельности пусть каждый внимательно задаст себе эти вопросы с позиции служения любви и потом внимательно слушает свое сердце.
Ибо «зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь»…

- Бывает, что жизнь настолько заполнена бытовыми хлопотами и заботами, что совершенно не хватает времени на творчество.
Как быть в такие периоды?


- Суета и хлопотливость находятся не вне нас, а внутри нас.
Всё, что делается не по любви, является зря потраченными временем и силами.
Только через любовь приходят истинно творческое вдохновение и смысл жизни.
Но любить истинно и созидательно мы ещё не умеем, а только учимся
. И в этом плане, по слову преподобного Силуана, вся наша брань — за смирение, ибо гордость мешает нам любить.

- Многие люди разделяют сферы своей жизни: вот здесь моя работа (то, чем я зарабатываю на хлеб), а здесь — мое творчество, то, что я по-настоящему люблю. Правильно ли это?

- В нашей стране, к сожалению, немногие могут себе позволить в профессиональном плане заниматься тем, чем хотят и сколько хотят.
Ведь многие вообще страдают от безработицы.
На нашем острове живут несколько матерей-одиночек, которые являются беженцами внутри своего государства.
В связи с развалом нашей страны особенно пострадали деревни, множество из них полностью закрыли свои производства и хозяйства.
И жители, бросив свои дома и прописки, поехали бороться за выживание, если не своё, то хотя бы своих детей.
Теперь множество профессий, в том числе и гуманитарных и в сфере искусства, в связи с коммерциализацией потеряли свое главное христианское призвание — служение людям.
Я знаю некоторых хороших врачей и педагогов, которые вынуждены теперь постоянно иметь в виду коммерческий подход.
К сожалению, это проникает и в Церковь. Многим действительно приходится трудиться на нескольких работах в борьбе за выживание.
И в таких условиях у меня язык не повернется учить таких страдальцев творчеству.

Но думаю, что те из них, кто будет претерпевать эту многоскорбность каторжных трудов в духе жертвенной любви к своим близким, будут, в конце концов, намного выше в своём творчестве, чем какие-то самодовольные эстеты, живущие в комфорте и от безделья ищущие себе развлечения и зрелищ в сфере искусства.
Как я уже говорил, искусство не может заменить Церковь и Бога и решить все бытийные вопросы.
И профессия тоже сама по себе не является всей полнотой человеческой жизни.
Но блажен тот, кто сумел сотворить свою профессию любимой работой, и причиной тому стали вера и любовь этого человека.

То, что многие люди разделяют сферы своей жизни, думаю, естественно и правильно.
Сам человек — личность многосоставная. Как говорят психологи, человек — личность пневмопсихобиосоциальная…
То есть жизнь человека включает духовную составляющую — это его отношения с Богом (пневмо), душевную — его чувства, эмоции, инстинкты, характер (психо); физиологический комплекс плоти (био); а также его отношения с семьей, обществом, окружением (социо).
Если хоть что-нибудь из этого будет оставлено в небрежении, то по цепочке посыплется всё.
Все эти части человеческой личности взаимосвязаны и имеют свою иерархию.
И как всадник должен ехать на коне, а не наоборот, так и в человеке меньшее должно подчиняться большему, и плоть должна работать духу, как мы поем часто в богослужебных стихирах, а не наоборот.
Во внешней деятельности человека тоже есть своя взаимосвязанная цепочка: 1) общество — народ — государство — мир; 2) семья — община — круг братьев и друзей; 3) личная жизнь (собственные душа и тело).
И для духовного человека всё это может быть охвачено его духовной жизнью и совершаться глубоко творчески.
Ибо служит всё одной высокой цели, ради которой не только стоит жить, но и умереть не жалко.

- Одна моя подруга познакомилась с молодым человеком и, рассказывая мне о нем, радостно сообщила:
«Он такой, знаешь, нормальный... Ну, не творческая личность, слава Богу...»
Почему существует такое негативное значение у словосочетания «творческая личность»?


- Негативное значение, думаю, могло появиться в связи с тем, что в сфере искусства (впрочем, как и в любой другой сфере жизни человека) может проявиться свойство человека увлекаться, вплоть до забвения не только себя (это еще как-то более-менее похвальная жертвенность), но и до забвения Бога, семьи, общества. Как сказал ещё А. П. Чехов, в человеке должно быть прекрасно всё. А искусство — это такая область, в которой особенно легко увлечься внешней красотой и при этом забыть о собственном духовном уродстве и некрасивости и о том, что весь мир скорбит, то есть о всечеловеческой болезни и одиночестве.

- В последнее время стало «модно» заниматься чем-то творческим.
Например, ходить на курсы рисования, заниматься пением или играть на гитаре.
Вплоть до того, что это воспринимается как обязательный атрибут успешного человека.
Приносит ли это действительно какую-то пользу?


- Думаю, что ещё никому не помешали в детстве уроки игры на фортепиано. Но только если эта улица ведет к храму.
Ведь мы знаем, что и у Пушкина, и у Достоевского были такие творения, которые, как остроумно отметил Фудель, были необходимы человечеству так же, как касторка для здорового желудка (то есть как слабительное).
И он же добавлял: «Любить искусство нужно так же, как любишь людей».
То есть, любя, не воспринимать недостатки, не мараться грязью, но в то же время всегда быть готовым приклониться святости.
Культура есть воплощение на земле божественного начала.
Но и в культуре есть те творения, которые приносят настроение, а есть те, которые рождают устроение.
Настроение подобно летним облакам — дунул ветер, и их нет.
А устроение ведет нас в вечность: или в темную вечность адского мучения, бессмысленной гордости — или же в блаженную вечность крестной Любви Божией, Еюже вся быша… 

- Что такое творчество для Вас? Можно ли молитву назвать творчеством?

- Хотя, конечно, это уже глубоко лично и интимно, но все же пусть это будет и моей исповедью, или стремлением моего сердца…
Для меня, как для монаха, конечно, творчество — это молитвенно-покаянный поиск Бога и себя в Боге, то есть процесс воцерковления или вохристовления.
Мы стараемся познать Христа и вселить Его в себя, стать Ему другом, и братом, и верным слугой.
А точнее — уготовить место Его явления в нашем сердце.
Ну, а как для священника и пастыря, для меня творческий процесс — это помочь человеку найти в себе Человека.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 12