Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 155 апрель 2015 г. (внеочередной) >> Паломническая весна - 2015. Буковина православная (1)

Паломническая весна - 2015. Буковина православная (1)



HRISTOS A ÎNVIAT! ADEVARAT A ÎNVIAT!


Буковина православная


За светлым Праздником Праздников – Христовой Пасхой – следует череда таких же радостных дней: Светлая Седмица.
Что может быть лучше, чем разделить сердечное ликование о Воскресшем Господе с другими, пусть ещё вчера неизвестными тебе братьями и сестрами по вере? Побывать в храмах и монастырях нашей благословенной земли?

17-19 апреля, в три последних дня Светлой Седмицы, но и в предвкушении  следующего Двунадесятого праздника – Вознесения Господня – прихожане нашего храма вместе с другими верующими отправились в паломническую поездку на богоспасаемую Буковину, в Свято-Вознесенский Банченский мужской монастырь и к другим святыням.

Епископ Лонгин (Жар)Наверное, найдётся немного православных, кто не видел бы фильм «Форпост», кто не утирал слёз горечи и умиления при виде детей, оставленных родными родителями и нашедшими настоящий тёплый дом в удалённом от большой цивилизации буковинском селе Банчены, что в 20-ти с небольшим км от Черновцов. И кто не поразился бы жизни отца 405 детей (да, на сегодняшний день 405 приёмных детей называют папой епископа Лонгина (Жара), который сам с детства сполна испил чашу сиротства).

Мы выехали из Киева утром 17 апреля и к вечеру были в Банченах.
Издалека увидели на горе высокую строгую колокольню и собор, очень похожий на Троицкий храм в Дивеево, но… гораздо больший.
Дорога поворачивала на гору, вот и село Мольница.
Собственно, не село, а весёлый разноцветный городок, где каждое здание – как весенний цветочек.
Вот церквушка, вот корпуса, вот синий-синий крытый бассейн, вот горки-карусельки-качельки, вот цветы-цветы-цветы…

аДетский приют, в котором 60 монахинь из соседнего монастыря Боянской иконы Божией Матери и ещё 75 трудниц делают всё, чтобы большая семья была дружной, и чтобы каждый в ней был самым любимым и обласканным.

На подъезде к обители слева возвышается 5-этажный, не побоюсь сказать, дворец.
Светлый, с высоким крыльцом и подъездами к входу (в прежние времена по таким кареты да экипажи подъезжали бы, сейчас – для инвалидных колясок сделано, да для стареньких, которым трудно по ступенькам взбираться). Это – Дом паломника.

Поднялись по ступенькам, заботливо покрытым ковром, чтобы не скользить, вошли – и ахнули. Светлый вестибюль, зелень, ковры на полу, прекрасная мебель – красота, которая отдалённо напоминает нам о том, что в вечности нас ждёт несказанная  красота Горнего мира.
В тёплых келлиях размещаются 4-5 человек. После богослужения, с 19-00 до 21-00 – трапеза.
Трапеза, больше соответствующая обеду в хорошем ресторане домашней кухни: супы, гарниры, напитки на выбор, салат, даже… мясные блюда: всё, чтобы ублажить приехавших мирян.
Не оскудевает рука дающего – это мы увидели воочию: и гостиница класса люкс, и 2-разовая обильная трапеза предлагаются паломникам бесплатно. Стоит одна скромная карнавочка в вестибюле, куда догадливый и благодарный паломник, может быть, сообразит внести свою лепту.


а
Но куда большую радость – радость духовную готовил нам Господь в тот вечер.
С замирание сердца вошли в величественный Свято-Троицкий собор (самый большой в Украине и один из самых значительных в Европе, рассчитан на несколько тысяч молящихся) – было там несколько молящихся и мы – 17 человек. Грандиозность и величие поразили, даже мелькнула где-то мысль: в такой-то удалённости, на горе среди полей – и такая помпезность.
Алтарь в виде позолоченного храма (напоминает Храм Христа Спасителя и Псково-Печерский Михайловский собор), паникадило вместе с хóросом (светильник в виде круга на цепях, какие везде встречаешь на Святой Земле, в Греции – на востоке), иконы в дорогих окладах, всё огромное пространство стен расписано библейскими сценами (здесь трудились 60 мастеров-иконописцев), хóры, могущие вместить несколько больших приходов, каменная мозаика пола…
Почти все надписи на румынском – родном для местных жителей – языке.
Богослужение совершается на церковнославянском и румынском: одни возгласы и молитвы на одном  языке, другие – на другом.

Утреня заканчивалась, когда мы заметили оживление.
«Блаженнейший сейчас будет у нас!» – радостно сообщил кто-то из монашествующих.
Мы почти выбежали на площадь и увидели братию с цветами.
Через несколько минут раздался мощный звон главного колокола, за ним зазвучали меньшие колокола.
И вскоре в сопровождении епископа Лонгина вошёл в Святые врата Блаженнейший митрополит Онуфрий.
По тому, как светились их лица, как радовались монахи, мы поняли, как любят Владыку на его малой Родине, как дорог им он.
Да ведь его стараниями и молитвами создавался Банченский монастырь, в котором нынче 6 (!) действующих храмов, полный дневной круг богослужений, еженощная Литургия… Настоящая Лавра.
А ведь ещё несколько лет назад была гора, неосвоенная земля, всё прибывающие брошенные дети, среди которых большинство – не здоровы. і
Прямо в монастырской ограде – новый корпус: для самых тяжёлых больных, тех, которые никогда не смогут ходить, сидеть, говорить, порой – видеть и слышать, понимать слово.
Рядом с ним, но уже за забором, строится ещё одно большое здание: в нём разместится реабилитационный центр для онкобольных.
Ещёесть отдельный корпус для ВИЧ-инфицированных деток.



На утреннем субботнем богослужении – Божественной Литургии, начавшейся в 5 часов – мы молились в Троицком соборе. іПотом один из насельников коротко поведал нам историю монастыря (а история ведь и впрямь началась всего 20 лет назад!), рассказал о жизни обители, о Владыке с милующим, но физически недугующем сердцем (3 инфаркта и несколько операций, а ведь на Преображение в этом году всего 50 лет исполнится).
В этот день мы отправились в Иоанно-Богословский Крещатицкий мужской монастырь, расположенный высоко над Днестром. Это граница Черновицкой и Тернопольской областей: бывшие румынские и польские земли. Так и до сих пор: Буковина остаётся православной, а вот в Залешиках – районном центре на противоположном берегу Днестра – нет ни одного православного храма.

ґЭтот монастырь основали иноки Манявского скита (предположительно – на рубеже XVII-XVIII вв.), оставившие Галицию из-за притеснений со стороны униатов.
Однажды ночью купец Федор Прида увидел свет и сошел с воза, думая, что впереди – чей-то дом, однако через несколько шагов оказался у обрыва, и решил в благодарность Господу за спасение воздвигнуть храм.
Территория монастыря уступами спускается к реке. Наверху в 199о-х   годах выстроен Свято-Благовещенский собор, часовня прп. Кукши Одесского (святой подви  зался здесь в 1957-59 годах, очень любил это место, сравнивал с Афоном, где принял иноческий постриг и провёл много лет), трапезная, братские корпуса.
По саду вниз ведёт сначала широкая дорожка, а затем – лестница, ступени которой сварены из арматуры.
ґМестами прозрачные ступени идут вдоль скал, на высоте нескольких метров от земли.
Но наши отважные бабушки (а их в поездке было немало) преодолели длинный спуск ради того, чтобы оказаться в самой древней части обители.
Мы спустились на террасу  к храму апостола Иоанна Богослова, братским келлиям, трапезной.
На стене одной из келлий – памятная табличка, сообщающая о пребывании здесь прп. Кукши, а в Иоанно-Богословской церкви в отдельном мощевике хранится частица его мощей.
Именно здесь произошла встреча с насельником монастыря, рассказавшем нам об обители, святых.
ґ«Теперь спускайтесь к источнику и не забудьте вернуться чаю попить. Да что там чаю, трапезничать приходите!»
Напутствуемые такими словами, мы уже смелее и привычнее спустились ещё ниже: к источнику апостола Иоанна Богослова с купальней и кдревним пещерам-келлиям, существовавшим до основания монастыря.
Возвратившись, застали по-праздничному накрытый стол с разносольным домашним угощением.
Конечно, на аппетит никто не жаловался!


ґДождик всё усиливался, пора было ехать дальше.
«Отче, как Вас помянуть? Вы иеромонах или иеродиакон?» – спросила одна из нас.
Лицо монаха залила густая краска, и он тихонько сказал, словно извиняясь: «Архимандрит я…»
Теперь смутилась вопрошавшая, забормотала что-то: «А мы… Да что ж Вы не сказали как-то… И благословение даже не взяли…».
А он руками взмахнул: «Да какая разница, пустяки!»

 

 


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 153