Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 157 июнь 2015 г. >> По имени твоему и житие твое

По имени твоему и житие твое

22 июня – день начала Великой Отечественной войны

- Матушка, как Ваше святое имя?
- Евникия: когда меня постригали, то сказали,
что оно составлено из двух имён – Ева и Ника.
Ещё у нас в скиту есть Евфимия и Евфалия. А Вас как зовут?
- Евгения…
(из разговора в женском Богородичном скиту
Святогорской Лавры)

Матушки Евникия и Евфросиния

Добрая матушка Евникия.
Её имя действительно состоит из двух частей, только первая – Ев, означает «благо», «добро». А второе, конечно, «победа».
Получается – Добропобедная.

Часто ли мы задумываемся, что означает наше имя?
Тысячи раз за жизнь к нам обращаются люди, обращаются словом, которое никогда не лишено значения (патологические случаи родительской любви в расчёт не станем принимать, видывали мы и Октябрин, и Виленов – сокращённое от В.И.Ленин, и даже Даздраперм – сокращение от «Да здравствует первое мая!», не менее нелепы и совеременные «имена»).
Обращаются словом, которое имеет прямое отношение к нам.
А значит, в нас содержатся – или должны содержаться – черты, на которые указывает имя.

Попробуем немножко поразмыслить.
Конечно, имена, которые дают при монашеском постриге, не всегда привычны нашему уху.
Но начнём всё-таки с них.
Итак, Евфимия, Евфалия, Евгения.
Общее – «ев», то есть, в переводе с греческого, «благо», «добро».
Фимия (мужская форма Фимий) – душа, получается Благодушная. 
Евфалия – Благоцветущая.
Евгения – Благородная (мы знаем науку генетику, изучающую наследственность, то есть особенности рода).

Вот и получается, что, если перевести на славянский язык, то беседу вели в Богородичном скиту матушка Добропобедная с р.Б. Благородной о матушках Благодушной и Благоцветущей.
К этим именам хочется добавить и имя Евлалия (так звали бабушку р.Б.Евгении).
Благоречивая, благоглаголивая – вот что значит редкое в наше время имя.

И ещё одно, так часто путаемое с Евлалией – имя Евлампия: Благосветлая.
Поскольку ничего случайного в нашей жизни не бывает, то, значит, уже при наречении имени (разумеется, если родители дают его в соответствии со святками) предполагается, что именно такие качества нам надлежит в себе возрастить.
И в житиях святых можно найти этому подтверждение.
Женских имён, начинающихся с замечательного (потому что «Яко Благ Господь») «ев» - «благо», немного: Евпраксия – Благоделание, Еввула – Благосоветная, Евдокия – Благоволение, Евдоксия – Благославная, Евтропия – Благонравная…

Гораздо больше имён мужских – как привычных нам (Евгений – Благородный; Евдоким – Благославный, Славный; Евфимий, в быту Ефим – Благодушный),
так и «монашеских» (конечно, деления на мирские и монашеские имена нет, но монашество сохраняет первоначальную – в данном случае греческую – форму): Евангел (Благой Вестник, Благовестник), Еварест (Благоугодный), Евграф (Благописанный), Евмений – Благосклонный, Милостивый; Евстафий – Твердостоящий; Евсевий – Благочестивый и др.

Не станем забывать, что практически все имена в прежние времена имели две формы одного корня – мужскую и женскую.
До сих пор бытуют Александр и Александра, Олег и Ольга, Михаил и Михайлина (Михаила), Иван и Иванна (Иоанн-а), Жанна (от французского Жан – Иван), Павел и Полина (опять-таки от французского Поль – Павел), Виктор и Виктория и многие другие.

lsNnMk88X3Y Монахи – жители будущего века, они приравниваются к ангелам, а у ангелов нет деленияна мужской и женский пол, вот это равенство и отразилось в именах: Сергий – Сéргия, Николай – Николáя, Никанор – Никанора, Феодор – Феодóра…

В молитве «Отче наш» мы ежедневно произносим: «Да святится имя Твое!», то есть, признаём, что само имя Господа несёт святость и желаем, чтобы так было всегда.
Не Господу, но нам подобает впитывать всякое слово Писания, тем более, той молитвы, которую дал нам Сам Господь.
А значит, нам нужно с великим благоговением относиться к выбору имени, если это зависит от нас, и к обращению к человеку по его имени.
Мы привыкли к уменьшительным именам, поэтому там и сям слышны «Танька!», «Светка!», «Васька!» вместо полных либо ласкательных: Татьяна – Танюша, Танечка; Светлана (перевод греческого имени Фотиния, латинского Лукия) – Светочка, Светланка; Василий – Васенька  и т.д.

Каждый из нас в определённый ему момент предстанет пред Господом с теми чемоданами, рюкзаками, сумками, которые он накопил за всю земную жизнь. Накопил из ежесекундных мелочей, в том числе и из «Мáнек» или «Марий».
Откроет тогда этот каждый свою сумку – и сам увидит, какой товар принёс в судный день и какого суда достоин.

Коль призваны мы стать святыми, не будем пренебрегать такой вроде бы незначительной возможностью умножить свой духовный капитал: задумаемся о значении своего собственного имени, о том, соответствуют ли наши поступки тому, кем мы призваны по этому имени быть, постараемся выровняться, подтянуться; будем с благоговением обращаться к близкому, не коверкая его имени и не отбрасывая заключённый в нём великий смысл. 
Чтобы и о нас могли сказать: «По имени его и житие его».

 


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 714