Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 158 июль 2015 г. >> 28 июля 2015 – 30 лет со дня блаженной кончины прп. Иова Угольского

28 июля 2015 – 30 лет со дня блаженной кончины прп. Иова Угольского

Cвятой равноапостольный князь Владимир

13 лет назад, 8 мая 2008 года, Священный Синод Украинской Православной Церкви
причислил архимандрита Иова к лику местночтимых святых Хустской епархии

Село Иза Закарпатской области называют «деревней святых» — лишь в первой половине XX в. из него вышло более 160 монахов.

У Георгия и Анны Кундри было пятеро сыновей и три дочери, но для жителей Изы такая семья не считалась многодетной.
Кое-кто имел и по 10–12 детей.
Сына, который родился 18 мая 1902 г., родители назвали Иоанном в честь Предтечи Господня.

Когда Ивану Кундре было около десяти лет, в его жизни состоялась встреча, которая стала для него и для его брата Василия «моментом истины».

Тогда в их доме скрывался от венгерской власти православный иеромонах Амфилохий (Кеминь).
Крест подвижника сверкал золотом, и ребятам очень хотелось его поцеловать.

«Этот крест — подарок императора Николая ІІ, поэтому тот, кто его поцелует, должен всю жизнь посвятить Богу и стать монахом», — серьезно ответил старец.
Ребята не спали всю ночь, колебались, а утром решительно подошли к священнику и пообещали, что станут монахами.

Оба брата исполнили обет, но это произошло через много лет, а впереди было непростое детство.
Закарпатье тогда находилось под властью Австро-Венгрии, и быть православным значило быть вне закона.
Ради совершения богослужения верующие собирались по домам тайно, ночью.
Православных священников перевозили от селения к селению, пряча в повозках под сеном.
Лишь дети могли передвигаться свободно, не вызывая подозрений жандармов.
Именно дети собирали людей на богослужение, они же могли принести письмо от архиерея или освященное миро.

Однажды отец Амфилохий (Кеминь) служил очередную ночную Литургию, а Ивану Кундре и его брату поручили следить за жандармами.
Ребята увлеклись богослужением и упустили момент, когда дом окружили.
Старца арестовали и на глазах у крестьян повели в Хуст. Братья плакали. Они не могли простить себе этой ошибки.

«С раннего детства полюбил Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистую Матерь и православную веру.
А наше бедное Закарпатье совсем не имело покоя. Постоянно оно переходило из рук в руки.
Так, у нас были то мадьяры, то румыны, то чехи, то снова мадьяры.
Все они, кроме румын, преследовали православную веру и всячески навязывали унию с Римом
», – рассказывал о. Иов.

«В храме моего родного села служил отец Доримедонт, который наставлял меня в Законе Божием и благословил помогать ему в алтаре.
Когда я подрос, то с благословения родителей и о. Доримедонта поступил послушником в монастырь (13 лет), где со временем меня постригли в рясофор с именем Иов. А тут, как назло, началась
II-я мировая война (1939).
Чехи из Закарпатья ушли — опять пришли мадьяры.
Сделали они ревизию монастыря и приказали мне идти в мадьярскую армию.
Экая напасть — только меня там и не хватало
!».

Но прежде, в 1925г., Иов в числе 30 человек отправился на Святую гору Афон в Свято-Пантелеймонов монастырь.
Однако в Фессалониках их не пропустили греческие власти.
Архимандрит Свято-Пантелеймонова монастыря о. Мисаил благословил их основать монастырь у себя на родине.
По возвращении они продали свое имущество, купили урочище Городилово в Хустской области и построили на нем малый скит во имя Пресвятой Троицы. В этом скиту о. Иов и был арестован венграми.
Год просидел в тюрьме на Львовщине.

sОтец Иов понимал, что фашисты-мадьяры заставят его воевать против Советского Союза.
Не желая стрелять в братьев-славян, он по выходе из тюрьмы решил бежать в Россию.
Через Польшу, нелегально перейдя границу, попал в СССР. И был схвачен тут же.
После 7-минутного суда в НКВД ему вынесли приговор: за шпионаж — 15 лет, за религиозность — пять и на всякий случай еще пять лет ссылки. И всего — 25.

Отправили в северные Колымские лагеря, но через 2 года неожиданно заменили заключение мобилизацией в Чехословацкий корпус Людвига Свободы (по паспорту монах был гражданином Чехии), в составе которого о. Иов и воевал до конца войны.
7 лет отец Иов не был дома.
За эти годы он пропустил через себя боль многих людей, и Господь даровал ему способность эту боль утолять.
У него открылся дар молитвы и прозорливости.
Он стал тем, кого на Руси издревле называли старцами.

В 1945г. скит в Городилово, сожженный до основания немцами, был восстановлен.
Он, по существу, действовал как школа-семинария, дававшая блестящее литургическое и общебогословское образование.
До закрытия скита было выпущено 30 священнослужителей.

После закрытия скита о.Иов служил в двух монастырях, некоторое время – в родном селе, но это шумное место было ему не по душе, и он выбрал для себя самый уединенный приход в с.Малая Уголька.
Вскоре приход стал самым многочисленным на закарпатье, Литургию о. Иов совершал каждый день.

За 40 лет служения в священном сане было всего несколько дней, когда отец Иов не совершил Литургию.
Однажды это случилось из?за операции, когда подвижнику пришлось удалять большой осколок, который сидел в груди много лет со времен войны.
В другой раз он пропустил Литургию по недоразумению — его помощницы не испекли просфоры.
«Если бы вы знали, что мы потеряли сегодня», — с глубокой скорбью сказал тогда старец.

Он излучал особую, благодатную радость. Тем, кто приходил за утешением, он говорил: «Ніч би ся журила! Дасть Бог — все буде добре». При этом его лицо светилось от радости, и простые слова, сказанные на русинском диалекте, действовали сильнее любой проповеди.
Но при всем милосердии он был нетерпим к порокам, особенно когда это касалось святыни. И с горечью говорил: «Когда?то чаши для Причастия были деревянными, а люди — золотыми. Теперь — наоборот. Не понимают люди, что причащаются Тела и Крови Христовых. Оскудела вера. Будут церкви возводить, но благодати в них не будет, любви не будет. Если человек и захочет жить по вере, то ему станут сильно мешать».

Особую власть Господь дал старцу над злыми духами.

Писатель Валерий Лялин рассказывал о том, как стал свидетелем изгнания демона из русина Ивана Гойду, одержимого блудным бесом:
«Рано утром, еще до Литургии, батюшка вместе с церковным сторожем — крепким мужчиной-лесорубом — завели Ивана в притвор. Вскоре оттуда раздался такой визг, будто кабана на Рождество резали.
Потом послышался покаянный плач, а еще полчаса было тихо.
Наконец, шатаясь, вышел Иван. Он вытирал рукой слезы и повторял
: “Чтобы я еще когда-нибудь — ни, Боже мой. Навеки все.
Чтобы меня Бог поразил. Завтра запишусь в монахи”. Спрашиваю, вышел ли бес? “О-го-го, еще какой! Великий, вонючий, лохматый, как горилла”. — “А батюшка что делал?” — “Да все делал. Молитву читал, плеткой меня учил, святой водой кропил, ладаном курил, большой иконой давил”».

В 1966 г. отца Иова возвели в сан архимандрита.
Он был духовником огромного округа и нескольких монастырей, по его рекомендации более 150?ти юношей поступили в духовные семинарии и стали пастырями, а батюшка искренне считал себя недостойным сана архимандрита.

sОднако не все шли в Углю только за советом к отцу Иову.
Кое-кто считал, что в угольском храме есть чем поживиться, поскольку его посещали многие паломники, и каждый оставлял там какую?то копейку.
Некий Петр из с. Драгово решил ограбить старца.
Во время нападения отец Иов попросил разбойника не отнимать у него жизнь — не ради себя, а ради паствы и души самого нападающего.
Петр не стал трогать священника. Он забрал деньги и скрылся. Его поймали и осудили.
Он раскаялся в поступке и всю жизнь радовался, что Господь не попустил ему убить святого человека.
Однако родственников старца очень взволновал этот случай.
Они умоляли старца переехать в родную Изу или хотя бы разрешить похоронить его в родном селе.
Но старец написал в завещании, чтобы похоронили его на местном кладбище с.Малая Уголька, где прослужил более 20 лет.

28 июля 1985 г., в день памяти равноапостольного князя Владимира, в угольском храме было многолюдно, как обычно бывает в такие большие праздники.
Батюшка служил всегда ревностно и возвышенно, будто разговаривая с Богом.
Однако во время этого богослужения он удивил прихожан.
Всегда лаконичный, на этот раз он говорил долго и вдохновенно, словно прощаясь с паствой.
В конце дня он совершил вечерню, во время которой по его лицу непрерывно текли слезы.В то время в селе уже действовал Николаевский мужской монастырь. Там Иван в 1928 году окончил пастырско-богословские курсы.  В 1930 году Иван, его старший брат иеромонах Пантелеимон, Василий Орос и другие, продав свои земельные участки в Изе, купили в Городилове землю под скит, посвятив его Святой Троице. Из Пантелеимонова монастыря на Афоне в дар новообразованной обители была прислана частица мощей святого великомученика Димитрия Солунского. /

В то время в селе уже действовал Николаевский мужской монастырь. Там Иван в 1928 году окончил пастырско-богословские курсы.  В 1930 году Иван, его старший брат иеромонах Пантелеимон, Василий Орос и другие, продав свои земельные участки в Изе, купили в Городилове землю под скит, посвятив его Святой Троице. Из Пантелеимонова монастыря на Афоне в дар новообразованной обители была прислана частица мощей святого великомученика Димитрия Солунского. /После службы его воспитанник отец Иосиф Ярема услышал последнее наставление.
Старец говорил о том, что скоро наступят времена, когда православных не будут преследовать за веру, но свободой новой эпохи не надо обольщаться, потому что произойдет чрезвычайный упадок нравственности.

Во время разговора отцу Иову стало плохо, и в тот же вечер он скончался.



Церковь
вмч. Димитрия Солунского
в селе Малая Уголька
Тячевского района
Закарпатской области

 


По материалам интернета


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 225