Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 158 июль 2015 г. >> По имени твоему и житие твое (2)

По имени твоему и житие твое (2)


Мученик Гоброн, во святом Крещении Михаил,
и с ним 133 воина – грузинские мученики Х века

В предыдущем номере «Колокола» мы рассуждали об именах, начинающихся с Ев-, что в переводе с греческого языка означает «Благо».

Множество греческих имён носим мы, вовсе не задумываясь об их родине, об их смысле, об истории и путях, которыми они пришли к нам – во  времени и по расстоянию.

Конечно, греческие имена появились на нашей Святой Руси от византийцев-греков, пришедших на наши земли с равноапостольным князем Владимиром в IX веке, с теми греческими монахами, которые основывали здесь первые монастыри, учили наших соотечественников основам христианской веры.

До 1054 года христиане не разделялись на западных (католиков) и восточных (православных), все христианские святые, просиявшие до середины XI столетия, – наши общие святые.
Среди них множество уроженцев западной части христианского мира: римлян, испанцев, галлов, британцев и др.
Они говорили на языках, в основе которых лежали, большей частью, латынь и древние германские языки (романо-германская языковая группа).
И значение их имен было им понятно.
Например, Виктория – победа; Модест – скромный; Валентина – сильная; Марк – сухой и т.д.

Множество имён пришло к нам со Святой Земли.
Так, имя Иван (Иоанн) воспринимается нами как исконно русское, украинское, а, вместе с тем, в переводе с еврейского оно означает «благодать Божия».
Распространялась по миру Благая Весть – появлялись новые имена христиан, живших по-евангельски или принявших ради Господа смерть.
Грузинская, Сербская и все 15 Поместных Церквей обогатили мир именами своих святых.

Яркий пример появления новых христианских, православных имён – в житиях равноапостольных князей и княгинь.
Креститель Руси – великий Киевский князь, носивший первую половину жизни славянское языческое имя Владимир, в Крещении был наречён Василием (от греческого василевс – царский).
Почему ему изменили имя? Потому что не было в истории святого с именем Владимир.

А ведь при Крещении человек получает не только мистическую, невидимую, но явно ощущаемую, благодать от Господа, не только Ангела Хранителя, ещё он получает молитвенника, заступника, ходатая – прославленного в лике святых угодника Божия.
Нередко имя при Крещении, а также при монашеском постриге, стараются подобрать на ту же букву, что и имя, данное при физическом рождении.
В случае князя Владимира не только первые буквы совпали, в имени Василий отразилось и его царское величие.
Жестокий язычник, киевский князь, как говорят летописи, после крещения совершенно переменился.
И, приведя ко Христу множество своих подданных, всячески способствуя утверждению нашей веры, совершил труд, равный апостольскому.
Поэтому он назван равноапостольным, а имя Владимир, благодаря его вере и делам, пополнило христианские имена.
Так человек может прославить своё имя.

То же было с его бабушкой – равноапостольной княгиней Ольгой , в крещении наречённой Еленой.
В страстотерпческом подвиге прославили свои имена его сыновья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид), первые русские святые.
И великий князь страстотерпец Игорь – в крещении Георгий.
С именем Георгий был крещён и великий князь Ярослав Мудрый.

До наших дней дошли храмы и монастыри, построенные им в честь небесного покровителя, правда, иногда, в простонародной форме имени, например, Юрьев монастырь под Новгородом.
Первым святым с именем Всеволод стал Новгородский князь, в крещении Гавриил.
Сербская царица Милица, известная также и как Евгения, персидская подвижница Голиндуха, в крещении Мария, чешская княгиня Людмила и её внук Вячеслав, Злата (Хриса, Хрисия) Могленская, Кетевана грузинская, Яздундокта (Снандулия) персидская…

Коль нам достались имена уже прославленных угодников Божиих и перед нами не стоит задача прославить собственное имя, станем, по крайней мере, хоть в малом подражать их житию, их вере, всё время держа в уме, что означает наше имя, к чему оно призывает и обязывает.

Вси святии, молите Бога о нас!

 


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 642