Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта

Колыбельная песня


Читайте также:

 


Ещё с давних времён, если ребёнок не мог уснуть,
мать напевала ему колыбельную песню, и слушая
мелодичный напев, ребёнок успокаивался.
Колыбельная песня – один из древнейших жанров
фольклора, как же он возник?
В чём его особенность?

Вопрос: Здравствуйте, это программа «Материнский капитал». Программа о самом дорогом – о семье и детях.
Если вы так же, как и я, ищете рецепты здоровья и счастья для ваших детей – оставайтесь с нами.
А в гостях у нас фольклорист, искусствовед, мама пятерых детей Анна Борисовна Теплова.

Ответ: Здравствуйте.


Вопрос: Мало кто из нас может похвастаться, что мама или бабушка пели им колыбельные песни в детстве.
И всё же многие мамы хотели бы уметь убаюкивать своих младенцев.
Только вот в голову, обычно, кроме: «Не ложися на краю» ничего не приходит.
Анна Борисовна, скажите, пожалуйста, все ли могут петь колыбельные песни?


Ответ: Да, конечно, абсолютно все могут петь колыбельные песни.

Вопрос: Нужно ли музыкальное образование, может быть даже консерваторское?


Ответ: Нет, вот музыкального образования не нужно, но как минимум нужно, чтобы мама вам пела колыбельные песни в детстве.
Дело все в том, что если говорить о колыбельной песне именно с точки зрения ее музыкальности, развития музыкальности  ребёнка, то это одна из самых продуманных, с моей точки зрения, систем в традиционном образовании и воспитании.
Но, по счастью, только музыкальностью колыбельная песня не ограничивается.


Вопрос: Ну, допустим, Вы нас убедили уже, очень хочется начать уже петь колыбельные песни.
А если мама не пела в детстве и я не знаю ни слов, ни музыки, то с чего начать? Вот «Баю-баюшки баю» застряло в голове…

Ответ: Это хорошо, если оно застряло в голове.
Потому что «Баю-баюшки баю, не ложися на краю», оно относится как раз к традиционным колыбельным песням.
А исследование, которое я проводила среди современных мам, они говорят о том, что на самом деле у них в голове только одна колыбельная песня.
И эта колыбельная песня «Спят усталые игрушки». То есть та, которая транслировалась в течение уже 50-ти лет на нашем телевидении.
Что надо сделать?
Прежде всего, надо попробовать вспомнить и попытать свою маму, бабушку, или еще кого-то, кто у вас есть в зоне доступа для того, чтобы узнать, есть ли, на самом деле, у вас ваша собственная семейная традиционная колыбельная песня.
Вот опять же, опыт показывает, что такая колыбельная песня есть.
Второй вариант, мы живем в современном обществе и огромное количество теперь записей в интернете, можно узнать, услышать, увидеть.
Единственный, с моей точки зрения, недостаток этих исполнений в том, что это авторские исполнения.
А авторские исполнения – это всегда какая-то определенная трактовка, трактовка современная.
Так как я уже говорила, что колыбельные песни – это не только музыкальные произведения, но прежде всего – это способ передачи смыслов культуры от взрослого к  ребёнку , тот тут уже становится очень значимым на самом деле тот самый факт, как текст колыбельной песни.

Вопрос: Ой, а что такое смысл культуры?
То есть, колыбельная – это же прежде всего песня. Как мы можем передать смысл культуры через колыбельную?

Ответ: Как… из песни слова не выкинешь – словом передается смысл, конечно. Не только мелодикой, не только…


Вопрос: То есть, не случайно нельзя ложиться на краю?

Ответ: Безусловно. На краю нельзя не только ложиться, находиться.
А понятие «край», оно очень психологически ёмко.
Кстати, великолепный анализ этого понятия с психологической точки зрения дается в книге психолога Осориной, замечательная книга, называется «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
Так вот край – это не только физическое пространство, но оно имеет, с нашей точки зрения, педагогический смысл.
Как мы с вами понимаем, есть какой-то край, через который мы не можем перейти не только в физическом, но и в нравственном пространстве.
И вот этот вот нравственный край, к сожалению, сейчас очень многие переходят.
Может быть именно потому, что про «не ложися на краю» мало кто теперь помнит и знает.


Вопрос: Что такого еще закодировано, зашифровано в колыбельных песнях, что мы можем передать своим детям?

Ответ: Практически вся картина мира, включая пространство.
Ну, вот я вам сейчас спою самую простую колыбельную песню, в ней всего три строчки: «А баю-баю-баю, дед пошел за рыбою, бабушка коров доить, а отец дрова рубить».
Ну, вот что здесь есть?


Вопрос: В общем-то, все обычно, понятно, что…

Ответ: На самом деле, здесь, прежде всего, есть большая трёхпоколенная семья – мама, папа, бабушка, дедушка.
В этой семье все работают, как мы видим.
Мама качает, папа рубит дрова, дед пошел за рыбою, бабушка коров доит.
Следующее, что там проявляется в этой колыбельной песне – это еще и пространство социума.
Это пространство дома, в котором есть печь, в котором есть двор, в этом дворе коровы, за двором река, в реке рыбы и так далее и много всего, что открывается в трех строках на самом деле, самой простой колыбельной песни.


Вопрос: Ну да, это не сложно даже запомнить.

Ответ: Но это ещё и не все, на самом деле.
Такие серьёзные вопросы, как, например: «Откуда, мама, я пришёл?».
На этот вопрос колыбельная песня дает самый конкретный ответ: «Бог тебя дал, Христос даровал, пресвятая похвала в окошечко подала».
Так что,  ребёнок  приходит в этот мир из мира христианского, из мира небесного, у него есть свои хранители: «Ангелы-хранители, Ваню не будите вы», или «Богородич Божья мать, да повали  ребёнка  спать. Повали  ребёнка  спать, да на шелковую кровать».
Совершенно замечательные образы, которые говорят о том, что  ребёнок  не только пришел к нам в мир от Бога, он имеет там своих защитников.
Потом, следующий мир, который дают колыбельные песни – это мир семьи.
Мы о нём уже говорили.
И уже дальше только вот этот мир образов сказочно-мифологических.
Это там Коток, там Сон и Дрема, Угомон, там злобный Бабай и в этом-то мире и происходят всякие отрицательные явления.
Ну, например, там край. Во-первых, там появляются персонификации опасности, такие как волчок, или ещё что-то, Бабай тот же, Бука.


Вопрос: А не вредно пугать так детей на ночь?

Ответ: Между прочим, если внимательно почитать даже тексты просто колыбельных песен, то вы увидите, что никто из них никогда не нападет на ребёнка, вообще это именно персонификация опасности, её как бы только предъявление.
Но взрослый, качающий, баюкающий  ребёнка, он всегда их блокирует.
Поэтому, например: «Придёт Бука», а что дальше поют в колыбельной песне?
«Мы ему не отдадим, пригодится нам самим. Ты иди Бука на сарай, там лошадкам сена дай», – то есть Буке дается задание по работе, а ребёночек остаётся здесь.
И между прочим, даже если знаменитый волчок, который там кого-то ухватит и утащит, что есть тексты в колыбельных, в которых наконец-то становится ясно, что же он там делает в этом лесу.


Вопрос: Да, действительно?

Ответ: Да, а что он там делает? А он там: «Найдет серый поясок, повешает на люлечку и станет качать, прибаюкивать, приговаривать».


Вопрос: То есть, всё кончится хорошо?

Ответ: Всё кончится безусловно хорошо.
Вообще главная цель колыбельных песен, кроме предъявления картины мира, на самом деле – это цель создать вокруг  ребёнка вот то состояние базового доверия к миру, без которого ребёнок не развивается, без которого он потом впоследствии не сможет стать оптимистичным человеком, который уверен, что жизнь хороша, жить хорошо и всегда кто-то придет на помощь и тебе поможет.


Вопрос: А папы, вообще традиционно, пели ли когда-нибудь колыбельные песни?

И можно ли доверить такую значимую вещь, как мы теперь понимаем, папе?


Ответ: Папа он конечно может петь в ситуации очень крайней.
Но вообще-то, этим занимались, если говорить о мужчинах – деды.
Деды были самыми лучшими байщиками, самыми лучшими пествователями и дело всё в том, что женщины – они в основном занимались тем, что доили коров или стирали пеленки, или ещё какими-нибудь важными делами занимались, а вот дед-то он и пел колыбельные, он рассказывал сказки, помните: «Будет вам и белка, будет и свисток».
Но колыбельные… мужские колыбельные песни, они действительно существуют, они более, я бы сказала, энергичные, более такие ритмичные и очень красивые. Кстати, современным мамам очень нравятся.


Вопрос: Где-то можно сейчас раздобыть тексты, мелодии, или это все настолько уже покрыто…

Ответ: Если говорить о текстах, то текстов очень много.
Достаточно много было уже опубликовано и в памятниках русского фольклора и просто отдельные были сборники.
Тексты вы можете найти, посмотреть, почитать, увидеть то, что вам именно дорого.
Ну не знаю, мне, например, такая очень нравится:
«А баю-баю-баю, не ругаю, не браню. Все желаньицем зову», – ну какая прекрасная, оптимистичная…

Вопрос: Прекрасная.

Ответ: Колыбельная песня. А вот с мелодиями, конечно сложнее и я все равно считаю, что самое ценное – это услышать мелодию народного исполнителя в подлинном исполнении. Потому что там кроме мелодии, кроме текста, ещё существует какое-то живое отношение. Потому что – это не просто исполнение ради исполнения, а это воссоздание ситуации, ситуации укачивания. И я могу единственное, что посоветовать, что в интернете, во всяком случае. можно найти и подлинные исполнения.


Вопрос: А что лучше – поставить запись с подлинным исполнителем, или все-таки попытаться хоть как-нибудь своими силами?

Ответ: Нет, никаких записей, в общении с  ребёнком никаких записей.  
Ребёнок – это же ваш  ребёнок , это же живое существо.
Для него не важно, что там кто-то споёт, для него важно, чтобы это спела его мама, папа, бабушка, брат, сестра, кто угодно – любой человек из его семьи. И вот тут-то совершенно не важно, есть у вас музыкальное образование или нет.
Дело всё в том, что здесь очень важно отношение ваше, желание и поэтому никаких таких авторских исполнений здесь совсем не нужно.
Здесь очень важно, чтобы была какая-то мелодия, был ваш текст и большая доза вашей любви к  ребёнку, конечно.

Вопрос: То есть, вопреки страхам многих мам, сложно испортить музыкальный слух ребёнку, даже если мы где-то чуть-чуть сфальшивим, или как-то что-то неправильно споем? Это не так страшно? Не так повредит нашему малышу?

Ответ: Не так страшно, на самом деле гораздо страшнее записи.
Дело всё в том, что исследования психологов и физиологов говорят о том, что ребёнок  не воспринимает звук, записанный – до момента, пока он сам не начинает говорить. До этого любая аудиозапись для него воспринимается, как шум.
И поэтому мамы, которые думают, что они поставили ему замечательные колыбельные в исполнении замечательных исполнителей, то всё уже хорошо. Нет! Вообще  ребёнок  – это труд, ваш труд, ваш материнский труд и надо уметь и что-то ему сказать, и как-то его прихлопнуть и что-то ему такое спеть.
Минимально музыкально и максимально с любовью.


Вопрос: Спасибо огромное, Анна Борисовна. Если вы согласны с тем, что воспитание детей – это целая наука, значит эта программа для вас.
Давайте вместе делать прогнозы, анализировать и не бояться экспериментов

. С вами была Софья Бакалеева, до свидания!

 




Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 15