Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 159 август 2015 г. >> Паломническое лето 2015. Карпатская Русь (1)

s Паломническое лето 2015. Карпатская Русь (1)

Читайте также:

 

Закарпатье… Безмятежное Закарпатье детского отдыха, курортное «Солнечное Закарпатье», Закарпатье туристов-«гороходов» и любителей палаточного отдыха в безлюдных горах.
А ещё – самая западная часть Украины, где живут непривычно миролюбивые люди.
Да, это так, и каждый может добавить что-то своё, рассказать, отчего частичка его сердца осталась за горами Карпатами.

Но вот что мы, православные, знаем о наших братьях и сестрах?
Если посмотреть на карту монастырей Украины, то, увидев массу обозначений обителей, можно не поверить собственным глазам.
И правда, их около 40! Больше, чем в любой другой области.
Большинство из них – 1990-х – 2000-х годов. Остальные – в основном 1920-х годов.
И история совсем не многих уходит вглубь веков.

Шесть июльских дней наша паломническая группа провела, путешествуя в пространстве и во времени к святыням Закарпатья.
Точнее, Руси Горней, Белой Сербии, Руси Угорской, Карпатской или Подкарпатской Руси.
Именно так, ведь «Закарпатьем» стали называть этот край только с 1945 года, когда он был присоединён к СССР и вошёл в состав УССР.

Среднедунайская равнина, Тисо-Дунайская низменность, Паннонская равнина – дно древнего моря, на восточную часть которого к концу IX столетия из Зауралья пришли кочевники-венгры.
Некоторые из них остались, смешались с жившим там славянским людом, приняли Святое Крещение.

А веру Христову принесли в тот край просветители славян равноапостольные Мефодий и Кирилл – на 100 лет раньше, чем была крещена при равноап. князе Владимире Киевская Русь.
И уже в Х веке в Закарпатье существовали монастыри.
В проповеди слова Божиего на наших землях трудились не только болгарские, но и закарпатские священники.

По происхождению венгром (или закарпатским славянином) был преподобный Моисей Угри?н († 1043), впоследствии преподобный Киево-Печерского монастыря.

Борьба Венгрии и Руси за Закарпатье завершилась в 1099 году, когда Закарпатье было окончательно присоединено к Венгрии.
С тех пор оно, переходя из рук в руки, существовало в католических государствах, всеми силами сохраняя православную веру.
До принятия Ужгородской унии 1646 г. здесь параллельно с католическими существовали и православные епархии.
В 18 ст. австрийская императрица Мария-Терезия объявила, что православных на этой территории больше нет, государство пресекало все проявления православной веры, все православные назывались греко-католиками (униатами).

Лишь в начале ХХ ст., когда вся западная часть современной Украины восстала против Австро-Венгрии, в Карпатской Руси появились подвижники, которые буквально под страхом смерти шли к людям с призывом вернуться в православие. 
И находили горячий отклик.
Против них власти организовали два процесса (Мармарош-Сигетские), осудившие верующих на пребывание в концлагерях (специально были построены 2 концлагеря: Талергоф и Терезин), изгнанию из собственных домов и другие наказания.

http://archiv.orthodox.org.ua/modules/PagEd/medipics/svalexijkabalyuk.jpgАпостолом Карпат называют преподобного Алексея Карпаторусского (1877†1947).
Его житие показывает, как невероятно много может один человек, если все его устремления – ради Господа.

На Святой горе Афон он отрёкся от греко-католичества, в котором был крещён, стал православным, принял монашеский постриг и священный сан.
И тайно возвратился в родные края, принеся с собой складной иконостас и всё необходимое для совершения таинств.
Он ходил из села в село, крестил, венчал, отпевал, причащал, рукополагал…
На него началась настоящая охота.
Прп. Алексию пришлось бежать в Америку, но и там, где была большая карпато-русская колония, он продолжает свой миссионерский подвиг. Вовремя 2-го Мармарошского процесса в 1913 г. он добровольно возвращается на родину.
За то, что священник "руководствовался любовью к православной русской вере", он был осужден на 4,5 года и штраф в 100 крон.
Вскоре после окончания суда император Николай II даровал о. Алексию золотой наперсный крест за его исповеднический подвиг, а в православных храмах России были проведены молебны во славу его подвига.

sУчеником и последователем прп. Алексея среди прочих был ещё один удивительный подвижник – преподобный Иов Угольский (его житие см. в июльском выпуске «Колокола»).

Всего в Собор Карпаторусских святых входит 12 святых, мощами же на Карпатской Руси почивают только эти двое угодников Божиих.

После падения Австро-Венгерской империи Подкарпатская Русь (так теперь стали именовать эту землю) в 1919 г. отошла к новообразованной Чехословакии. Стало возможным создавать монастыри, воздвигать храмы. Вот почему можно говорить о 20-30-х годах как о благословенных для этого края (под юрисдикцией Сербской Православной Церкви). Недолго, всего 2 десятилетия продлилось относительное благоденствие. В 1939 г. часть Подкарпатской Руси была оккупирована Венгрией.
Окончилась 2-я мировая война. Карпатская Русь отошла к СССР. Не прошло и 25 лет, как началась новая волна гонений. Были ликвидированы почти все монастыри и скиты, некоторые священники были репрессированы.
Возрождение церковной жизни началось в конце 1980 – начале 1990 годов.

***
Банченский Вознесенский мужской монастырьИтак, мы отправляемся в путь.
После довольно длительного переезда первая остановка – Боянский женский монастырь.
Радуемся встрече, любуемся летней пышностью Буковины и спешим в храм к Матери Божией, её чудотворному образу Боянская.

Молодой священник Михаил Жар целую ночь простоял с онкобольным мальчиком на руках перед этой иконой, вымаливая ребёнку жизнь. Чудо произошло.

Священник Михаил – нынче епископ Лонгин, «папа 405 детей».

В созданную им обитель – Банченский Вознесенский мужской монастырь – мы и приехали в конце нашего первого дня пути.
На Светлой седмице в этом году Господь сподобил нас побывать в этом рае земном.Банченский Вознесенский мужской монастырь
Теперь здесь ещё краше, ещё радостнее.
Постройки  утопают в зелени, на просторных монастырских полях всё, кажется, ликует: каждый злак, каждый овощ.
Сады наливаются яблоками, персиками, грушами…

 




Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 5