Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 159 август 2015 г. >> Паломническое лето 2015. Карпатская Русь (2)

s Паломническое лето 2015. Карпатская Русь (2)

 
Читайте также:

 

За несколько часов промелькнули Снятын, Коломыя, Яремча, нас окружали мягкие зелёные горы. Дорога вилась всё выше.
То справа, то слева катились-бормотали речки и речушки; по горам взбегали весёлые островерхие копны сена, там и сям виднелись деревянные домики.

На Яблонецком перевале, въехав в Закарпатскую область, решили остановиться: полюбоваться красой Божиего мира не из автобуса, вдохнуть первые глотки горного воздуха и потрапезничать в придорожном кафе.
Юшка из белых грибов, форель из протекающей под окошками речки, блюда из домашних сыров…
За всё, за всякую радость и приятственность слава Тебе, Боже наш!

Позади Ясиня, Рахов, едем вдоль Тисы, на другом берегу Румыния.
Православный уголок бывшей Римской империи.

Проезжаем Солотвино, Тячев и сворачиваем с трассы.
Вскоре начинается горная дорога между сёлами.
Видим купола храмов женского монастыря в Угле – туда мы поедем завтра, медленно продвигаемся вверх, сёл почти нет.

За очередным поворотом открывается вид на окаймлённую горами долину, посреди которой на отдельной горке – нарядный зелёный храм (приходской) и 3-этажное здание белого кирпича под зелёной крышей – достраивающаяся паломническая гостиница.

Под горой – деревянная купель над святым источником. 
Село Малая Уголька – место более, чем 20-летнего служения (в храме вмч. Димитрия Солунского) прп. Иова Угольского, где и почивают, согласно завещанию преподобного его, честные мощи.

Мы приехали минут за 10 до начала вечернего богослужения. Благословясь у настоятеля, о. Иоанна, и второго священника о. Петра, мы вошли в не по-сельски обустроенную церковь, поклонились преподобному Иову.
После вечерней службы и по-закарпатски щедрой трапезы кто-то пошёл окунуться в купели, кто-то отправился чуть дальше, под гору, к речке попить железистой водички из источника (Малая Уголька расположена в природном заповеднике, неподалёку около 30 источников минеральной воды).

Отдыхали мы в замечательной странноприимнице, рассчитанной на гораздо большее количество человек.
Но, к сожалению, в этот дивный уголок, к прп. Иову не так уж много людей приезжает.

Практически по всему Закарпатью воскресная Литургия начинается очень поздно: в 10-30 – 11-00 часов.
И ещё: Утреня служится тоже утром (впрочем, как и положено по уставу), и тоже не рано: людям из окрестных сёл нужно, справившись с утренними домашними делами, добраться, зачастую пешком, до храма, а это может быть и несколько километров.

Поэтому мы решили переехать на Литургию в Углю, в женский Свято-Успенский монастырь.
Но прежде всё-таки позавтракали, да ещё получили с sсобой две банки голубцов, помидоры-огурцы, хлеб для одной из паломниц (она единственная причащалась среди нас, чревоугодников, в день рождения).

Тепло распрощавшись со всеми, так радушно принимавшими нас, накупив сухих белых и "чёрных" (так местные называют подосиновики) грибов, получив приглашение приезжать в любое время года и в любом составе , мы уехали в Углю.

Исследователи считают, что обитель в Угле была основана учениками святых Кирилла и Мефодия ещё в Х веке.
Здесь в 1558 году останавливались, возвращаясь из Константинополя, послы Ивана Грозного, писавшие царю в отчете:
«В том монастыре есть криница, в которой вода так сладка, как грушевый квас…».
(Воду из той криницы – колодца над источником – мы пили, сейчас над колодцем очень красивая часовня).

Монастырь был огромный, в XVII столетии здесь жило более 300 монахов.
Но, как и большинство православных монастырей на этой земле, он был закрыт во время господства унии.
В конце 30-х годов ХХ века его открыли как женскую обитель.
А в 1959 году он вновь был закрыт – советской властью. В нём была устроена школа и склад.
В начале 90-х обитель была возвращена монахиням.
Дождалась открытия и игумения – матушка Екатерина, подвизавшаяся ещё в прежнем монастыре.
Наш пономарь р.Б. Иоанн родом из Угли, он рассказывал, как видел в детстве одну-единственную женщину в селе, всегда ходившую в чёрном одеянии. Даже побаивался немного, не зная тогда, кто это.

sПервый день в этом краю – пора сказать немного о живущем на Закарпатье народе. Правильнее бы сказать, народах, потому что такое разнообразие национальностей, мирно уживающихся на сравнительно небольшой территории, не везде встретишь. По официальным данным, 70% населения – это украинцы. Далее идут венгры, румыны, русские, цыгане, немногочисленные словаки, белорусы, немцы… Но на самом деле коренное и преимущественное население Карпатской Руси – русины. Историческое их имя – угро-руссы. Да, те самые угры – зауральские венгры, которые пришли на Тиссо-Дунайскую равнину в 896 году, будучи язычниками, и под влиянием местного православного народа приняли Крещение.

Русины в мире признаны отдельным народом.
Так, на севере Сербии, в Новом Саде, можно увидеть надписи на 4 языках: сербском, венгерском, словацком и русинском. Язык этот существенно отличается от наших украинского и русского.
Да ещё и диалектов сколько: какое языковое влияние дольше держалось, тех слов и оборотов в языке и больше.
Русины хранят обычаи из поколения в поколение, не побоюсь утверждать, что это самый патриархальный (в буквальном и самом положительном смысле слова) край нашей страны.

Мужчина – это настоящий глава семьи, со всеми вытекающими обязанностями.
Старших почитают искренне и привычно.
Воскресный день – это праздник, на который в храм собираются всей немалочисленной семьёй.
И это мы увидели своими глазами и почувствовали на воскресной Литургии в Угольском монастыре.
Будто время отступило: шли семьи радостные и нарядные, дети многие в белом, с бантиками, мамы в ярких нарядных платьях, папы – в светлых наглаженных брюках, сорочках (ни одного мужчины в джинсах – одежде, в общем-то, рабочей – не увидели).
Как когда-то раньше, когда у людей в сундуках лежала специальная одежда для храма, а сапоги или ботинки несли в руках, обувая лишь перед входом в церковь.

Несмотря на то, что монастырь женский, пел мужской хор (14 человек!), которому подпевали все прихожане.
Напевы совсем не такие, как у нас, а местное произношение делает даже привычные молитвословия немного "заграничными".
Воскресная Литургия в Закарпатье совершается в летней церкви – это как принято у нас в храме, на улице.
Только у нас переносной алтарь, а там в каждом монастыре и при каждом почти большом храме есть специальный стационарный летний алтарь: внешне как укороченный храм (собственно, алтарь), продолженный под навесом (съёмным или постоянным), без боковых стен.

Из Угольского Успенского монастыря мы переехали в Свято-Вознесенский Чумáлевский женский монастырь, основанный в 1925 г. благочестивыми братом и сестрой Рыбар – Иваном (принял монашество, был духовником монастыря) и Марией (будущей игуменией).
Среди святынь обители икона Божией Матери

 

Привожу для желающих посетить это чудесное место телефон о. Петра 098 52-33-040

 


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 16