В 1243 году при нём княгиня Евфросиния основала монастырь.
Преподобномученица Евпраксия Псковская (в крещении Евфросиния) родилась в Полоцке.
Её отец Рогволд Борисович был двоюродным братом прп. Евфросинии Полоцкой и родным братом её ближайшей сподвижницы прп. Евпраксии.
Мать святой – дочь великого киевского князя Изяслава Мстиславовича.
Юная княжна получила образование в школе, основанной её двоюродной тётей – прп. Евфросинией при Спасовом монастыре, где обучалась Закону Божиему, Священному Писанию, пению, иностранным языкам, а также «чистоте душевной.., ступанию кроткому, гласу смирену, слову благочестну,.. при старейших молчати, мудрейших послушати, ко старейшим покорением, к точным и меншим любовь без лицемериа, мало вещати, а много разумети».
Рано овдовев, она была в 1218 году повторно выдана замуж за сына псковского князя Ярослава Владимировича.
Союз этот был скорее политическим, чем полюбовным: «Из древнего славного рода княжна, благочестива и в Православной вере воспитана, да и помощь от князей полоцких в лихой час может понадобиться» – так размышлял псковский князь Владимир Мстиславович о будущей супруге сына.
А лихой час был не за горами.
Неспокойным было время на Руси: в XII столетии в богатую Прибалтику вторглись немецкие рыцари.
Её покровители – полоцкие князья – были изгнаны; пал последний оплот русичей в Прибалтике город Юрьев (ныне Тарту), основанный великим князем Ярославом Мудрым (в Крещении Георгием – Юрием).
Жителей – эстов и русских – немцы истребили полностью.
В начале XIII ст. немцы построили свой оплот в Прибалтике – Ригу.
Они организовывали рыцарские ордена, в том числе «духовно-рыцарский» Орден меченосцев.
Его задачей было завоевание земель и окатоличивание населения: сначала в Прибалтике, а затем на Руси.
Немецкие рыцарские ордена были грозной военной силой, хорошо организованной и вооружённой.
Предавая Прибалтику разграблению, немцы натравливали её отдельные племена друг на друга, облегчая себе этим борьбу с ними.
Земли эстов, леттов, ливов и других народов были опустошены, сожжены, превращены почти в пустыню.
После завоевания Прибалтики наступила очередь богатых приграничных русских городов, прежде всего Великого Новгорода и Пскова.
Пскову пришлось выполнять роль не только крупного торгового городом, из которого несложно было попасть в Балтийское море и в великий водный путь «из варяг в греки», но и заслона на опаснейшем участке границ Древней Руси.
Вот почему союз сына с полоцкой княжной казался псковскому князю Владимиру удачным: он рассчитывал на помощь полочан в
борьбе с немцами.
В то время южные земли Руси оказались под властью Орды.
Хан Батый устремился к Новгороду.
И когда над западными землями нависла угроза Батыева нашествия, Ярослав бросил жену и сбежал в Ливонию.
Батый же неожиданно повернул своё войско к югу, на Дон, на половцев.
Ярослав же стал воевать против своих, женился на немке, перешёл в католичество.
Оставленная мужем княгиня Евфросиния избрала достойный путь спасения: при храме Рождества Иоанна Предтечи основала монастырь, внесла щедрый вклад на строительство и приняла в нём постриг с именем Евпраксия.
Затем стала игуменией и завела такие же порядки, что и в Спасском Полоцком монастыре.
Вскоре обитель стала центром просвещения.
Ливонские рыцари, а с ними и бывший псковский князь Ярослав захватили Изборск и Псков и два года грабили и убивали купцов и крестьян, оскверняли и разрушали православные храмы.
«Вопль и стоны раздавались по всей земле», – свидетельствует летописец.
Стараниями святой игумении ценности монастыря и библиотеку удалось сохранить.
В 1242 году св. блгв. кн. Александр Невский освободил Псков и одержал победу над немцами на Чудском озере.
Изгнанный князь-отступник и муж-предатель вызвал игумению Евпраксию в свою вотчину – город Оденп, так как рассчитывал на приданое брошенной супруги.
Для переговоров игумения выехала в сопровождении келейницы – монахини Снандулии.
Встреча закончилась убийством: сын немецкой жены Ярослава убил игумению Евпраксию и её сподвижницу.
Мощи праведницы принесены были во Псков и, здесь погребенные, скоро ознаменовались чудом; она умерщвлена 8 мая, а уже с 18 мая 12 дней истекало миро от иконы над её могилой.
Мощи св. княгини-инокини почивают под спудом в Предтечевом храме; в ногах её погребена верная келейница.
|