Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 160 октябрь 2015 г. >> Паломническое лето 2015. Cвятыни Одещины и Придунавья (1)

s Паломническое лето 2015. Cвятыни Одещины и Придунавья (1)

Читайте также:

Вот и осень на дворе, а никак не хочется прощаться с летом, бывшим таким щедрым на паломнические поездки.
Одна из них – новый маршрут паломнической службы «СОНЧ» на юг Украины: святыни Одещины и Придунавья.

Пять монастырей и два кафедральных собора Одессы, женский монастырь «Всех скорбящих Радость» в с. Белка, источник мч. Иоанна Сочавского,кафедральный Вознесенский собор и болгарская церковь вмч. Георгия в Белгороде-Днестровском, Свято-Николаевский храм в Кулевче, Свято-Преображен-ский женский монастырь под Татарбунарами и, наконец, город Измаил над Дунаем.

До 1940 года территория к юго-западу от Белгорода-Днестровского (междуречье Дуная, Днестра, Прута и Чёрного моря) входила в Румынию и исторически именовалась Бессарабией.
Её, как и часть Буковины (где нынче известный Банченский монастырь), присоединили к СССР по пакту Молотова-Риббентропа.
Так этнические румыны и болгары, переселившиеся ранее на современную Одещину, стали советскими гражданами, но не перестали быть православными верующими. Кроме них здесь проживает много староверов, спасавшихся от преследований после раскола нашей церкви во 2-й половине XVII столетия.

Дата основания современного поселения Измаил неизвестна, но уже в XII столетии здесь была крепость: сначала генуэзская, затем турецкая (с 1455 года Молдавский господарь вынужден признать верховенство турецкого султана и платить ему дань, но турки-османцы, опасаясь натиска запорожских казаков, строят на завоёванных землях укрепления, одно из них, в 1590 году, – Измаил – на месте славянского поселения).
Вскоре крепость и переправа Измаил («Измаил» в переводе с еврейского означает «да услышит Бог», «услышь, Боже!») становится не только торговым, но и административным – судебно-религиозным – центром (по-турецки «каза»), объединявшим несколько более мелких территориально-администра- тивных единиц.
Так формировались османские органы управления в Придунавье.
В ходе истории Измаил оказывался в составе различных государств: Молдавии, Румынии, России, Турции, СССР.

Христианство пришло на земли Придунавья и Днестра ещё в конце XIII столетия.
Здесь издревле проживало множество народностей: православные молдаване и валахи, греки и армяне, румыны и русские, немало было евреев.
Поэтому турки вынуждены были считаться с их верой и разрешить создание особой православной митрополии с подчинением Константинопольскому патриархату: с  1639 г. центр её в Измаиле.
Правда, по турецким законам, христианские храмы не должны были возвышаться над остальными постройками, поэтому первые церкви были полуподземные, в них вели спускающиеся ступеньки, внешний вид был невзрачен.

После двух с половиной часов езды по невообразимо разрушенной «трассе» Белгород-Измаил (около 100 км преодолевали 2,5 часа!) наш бусик въехал в уютный, очень зелёный городок.
Над многими улочками кроны деревьев переплетаются, образуя сплошной шатёр, их листва переливается от нежно-салатовой до густо-изумрудной. Главная улица – бульвар с настоящим парком посредине, из него то там, то сям выглядывают церкви, беседки, магазинчики.

В небольшом городке два монастыря – оба мужских. В 60-е годы ХХ века советская власть закрыла обители, с 1990-х монашеская жизнь возрождается.

К Литургии мы стремились попасть в Свято-Константино-Еленинский монастырь.
По преданию, когда-то на месте монастыря прежде стоял деревянный храм в честь св. равноап. кн. Владимира.
Но румыны, когда уходили из Бессарабии в 1940 году, все документы забрали с собой и сейчас невозможно получить никакой информации, в том числе об истории.
Известно, что в 1920-30-е годы существовавший Константино-Еленинский монастырь был местом пребывания Архиерейского двора.
В 1930 году, когда на территории СССР повсеместно разрушали храмы, а духовенство уничтожали, здесь было принято решение на месте сгоревшей церкви построить каменный храм.
Через пять лет состоялось его освящение.
На архитектуре храма сказались румынские зодческие традиции.
А средства на строительство выделялись епископией, жертвовались населением.
Когда же их не хватило – сделали заём в румынском банке.

В 1950-е годы, когда Измаил входил уже в состав СССР, здесь служил архимандрит Сергий (Химич) – фронтовик, прошедший войну и по обету принявший монашество.
Часто он служил один, а очевидцы слышали пение. «Мне поют Ангелы», – отвечал монах.

В 1962 году о. Сергия переводят служить в Покровский Собор, а оставшийся без священника храм решают превратить в музей атеизма.
В связи с этим, решили убрать кресты, которые, по мнению «специалистов», дурно влияли на воспитание молодого поколения.
На глазах у большого количества горожан, варварским методом сорвали крест с алтаря, с купола, а когда зацепили трос за крест на колокольне, почему-то тоненький хрупкий крест спокойно сопротивлялся гусеничному трактору.
Господь явил небесного воина – Ангела, удерживающего своей десницей крест.
Это был тот Ангел, который и ранее являлся на колокольне. Срочно вызвали отряд пограничников.
Они должны были положить конец происходящему недоразумению.
Один из военных спросил: «Почему не уберёте Его с колокольни?» Батюшка ответил: «Если сможете – уберите».
После чего на глазах у огромного количества людей пограничник сам вошел в храм и стал подниматься на колокольню.
Но через несколько минут он спустился вниз.
Это был бледный, как стена, испуганный и ничего не понимающий человек, у которого после этого случая пропало всякое желание бороться с Ангелами.
По его команде наряд военных пограничников уехал с места происшествия, а тракторист больше не пытался сорвать хрупкий крест.
Трос отцепили. Уехал трактор.
А собравшиеся измаильчане видели, как Ангел со свитком, словно ступая по невидимым ступеням, плавно начал подниматься в небо, а над колокольней остался крест – свидетель чуда, который и поныне венчает её.


Чтимая икона «Благоуханный Цвет»Монастырь «ликвидировали», утварь и иконы раздали по действующим храмам.
Чтимая икона «Благоуханный Цвет», прославившаяся многими чудесами, была передана в Болградский собор.
Возвратили святыню в возрождённый монастырь в 2004 году.

Икона «Благоуханный Цвет» известна на Руси сравнительно недавно – с середины XIX ст.
Она напоминает ещё один образ Матери Божией – «Неувядаемый Цвет».
На измаильской иконе Богородице предстоят св. равноап. Мария Магдалина и св. мч. Георгий, а в нижней части – образ Успения Пресвятой Богородицы.

Кроме этой святыни в монастыре ещё несколько чтимых икон, среди них Феодоровская, Всех скорбящих Радосте; 2 мощевика со множеством частичек святых и др.Чтимая икона «Благоуханный Цвет»
Сегодня братия не столь многочисленна, но труды их нельзя не заметить.
Восстановленный храм поражает аккуратностью, светом и тихой радостью, во дворе насельники создали чудесный «уголок для души» – утопающий в зелени прудик с мостиком, розовыми лилиями, рыбками.
А едва войдя в церковь, мы поразились тому, как замечательно тихо и по-монашески звучит хор.
Правда, почему-то женский. Подумалось: что ж, наверное братия непоющие, пригласили сестричек, так бывает.
Но оказалось, что поют мирянки.
Спаси их Господи!


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 15