Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 161 ноябрь 2015 г. >> Паломническая осень – 2015 г. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь (2)

s Паломническая осень – 2015 г. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь (2)

Читайте также:

 

И третий святой, обретший покой в этом монастыре – священноисповедник Александр, настоятель Санаксарского монастыря, смещённый братиею (!) в начале 1918 года за то, что не поддерживал советскую власть.
Гонения, Соловецкий концлагерь, ссылка на Урал, настоятельство в предуральских сёлах, а затем жизнь на покое.
Преставился ко Господу на 86-м году жизни, в 2001 году прославлен в лике святых.   

Литургия совершилась.
Мы вышли под нежаркое солнышко, под яркое, в белых-белых облаках небо, на морозный воздух.
А сердце осталось там, на дивном богослужении, у трёх святых, в уединённой обители, укрывшейся в мордовских лесах от ненужной суеты. 
Покатился по своему маршруту наш бусик, наступил и последний день путешествия.
Дорога неблизкая, впереди граница. Где бы нам передохнуть от езды, перекусить?
А может в Рыльске? Там есть монастыри, где можно помолиться на дорожку и – если благословят – пообедать предусмотрительно запаренной с утра гречневой кашей.

Смотрим по атласу монастырей России, включаем навигатор – и вот перед нами древний город, основанный повелением святого князя Владимира в год крещения Руси – 988.
Православные братья-болгары пришли сюда, принеся память об отце болгарского монашества прп. Иоанне Рыльском (подвизался в горном массиве Рыла на границе с современной Македонией) и его молитвы.
До революции в Рыльске было 18 церквей, сейчас – 3.

Сердцем города является Рыльский Николаевский мужской монастырь, первое упоминание о котором датируется 1505 годом.
Вплоть до революции вокруг него шумел густой лес.
А прежде было здесь древнее городище.
В 1615 году деревянную обитель сожгли поляки под водительством лже-Димитрия, но в начале XVIII века она возродилась в камне.
В четырёх её храмах отразилась уникальная архитектура Киева, Новгород-Северского, Чернигова.

С 1920-х годов начинается планомерное уничтожение обители.
В 1926 здесь разместили воинскую часть, затем склад.
Во время Великой Отечественной войны монастырь, находящийся на линии фронта, в непосредственной близости к Курской дуге, чудным образом не пострадал.
До 1968 года ни одного ремонта сделано не было.

В 1991 году началось возрождение обители. Связано оно с первым настоятелем – архимандритом Ипполитом (Халиным).
Он родился в 1928 г., подвизался в Глинской пустыни, после её закрытия перешёл в Псково-Печерский монастырь, 18 лет провёл на Афоне, вместе с о. Илием (Ноздриным) Оптинским и о. Авелем (Македонским) Рязанским возрождая жизнь в Пантелеимоновском русском монастыре.
Но вернулся домой и понёс нелёгкий настоятельский крест в запустевшем Рыльском монастыре.
Умножив природную доброту  жизнью по заповедям Господним, о. Ипполит стяжал славу самого доброго старца.
Он принимал в обитель всех, никого не выгонял, со всеми смирялся.
Выполнял все послушания наравне с братиями: трудился на огороде, копал, собирал камешки, даже коров пас.

При нём стали известны 3 источника неподалёку от монастыря, по его благословению был создан скит – ныне женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери.
Упокоился архимандрит Ипполит 17 декабря, а погребён в день памяти покровителя обители свт. Николая 19 декабря.

Обо всём этом мы узнали от о. Евлогия, который, увидев нас, предложил рассказать о монастыре.
Но предварительно потрапезничали.
«Как это со своей кашей на трапезу в монастырь?» – изумились трапезники.
К нашей гречке предложили супу, хлеба, компота – вот и вышел обед на славу в красивой монастырской трапезной.
А началось всё с дежурившего у врат обители р.Б. Димитрия: он поспешил побеспокоиться о нас, исхлопотал благословение на трапезу, проводил нас.

Хорошо жить в православном мире, где можно почувствовать признаки жизни райской: через любовь людей, ещё минуту назад не подозревавших о твоём существовании, через благодарный отклик твоей души – и вот над нами уже благость, которой обладает лишь Сам Господь.

Войдя в монастырь, мы увидели рядышком стоящие три храма середины XVIII столетия.
Причём один из них церковь Троицы Живоначальной (не ранее 1747) поразительно напомнила заволжскую Михайло-Архангельскую (Благовещенскую) церковь, что была построена в 1652 году в далёком Яранске (Кировская обл.).

В Николаевском соборе мы приложились к великим святыням – храмовым иконам с частицами мощей Святителя Николая и прп. Иоанна Рыльского, многочисленным мощам святых угодников Божиих (2 больших мощевика), затем подошли к могилке архимандрита Ипполита.

Из воспоминаний об о. Ипполите:
«Он был большой шутник. Может быть, это было лёгкое юродство. Его нельзя назвать юродивым, это был весёлый человек.
Мы часто представляем себе старцев-монахов такими солидными, грозными, но мне кажется, все-таки выше всего любовь и простота.
Какой бы человек ни был солидный, в красивых рясах и т.д., пусть он правильные слова говорит, но выше всего, когда человек простой и добрый.
Не зря старец Амвросий учил
: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

Песни и шутки, и стихи, как из рога изобилия, лились из отца Ипполита бесконечно.
Обыкновенно, просто так – он ничего, наверное, не говорил.
Подходит к нему человек благоговейный, такой хорошей жизни духовной, монах, и он ему говорит
:

«Ничего мне на свете не нужно,
Только видеть тебя, милый мой,
Только видеть тебя бесконечно,
Любоваться твоей красотой».

Вроде бы, это говорит кто? Ну, девушка – любимому. Монах в недоумении.
А потом этот человек задумывается: «Господи, так ведь это человек – Христу говорит!». Ничего случайного».




 



Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 1122