Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 161 ноябрь 2015 г. >> Александр Васильевич Суворов - христианин

s Александр Васильевич Суворов - христианин

А. В. Суворов
Читайте также:

24 ноября 2015 года исполняется 285 лет со дня рождения,
а 18 декабря 215 лет со дня упокоения великого полководца и православного христианина

Слава Господу, ибо Он есть источник всякой славы...
А. В. Суворов

Господь дарует мне жизнь для блага государства.
Обязан и не замедлю явиться пред Его судилище
и дать за то ответ...
А. В. Суворов

У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются.
Одно из них – Александр Васильевич Суворов.
Величайший полководец XVIII столетия, христианин, отец солдатам и скромнейший человек.
Просто «Суворов», и этим все сказано...  

Это был человек, имевший титулы: граф Рымнинский, светлейший князь Италийский, граф Российской и Римской империи,
генералиссимус российских морских и сухопутных войск и др.
Награжден за выдающиеся боевые заслуги высшими российскими и зарубежными орденами.
А в день 100-летия кончины А. В. Суворов был назван «русским Архистратигом».

А. В. Суворов родился 13 ноября 1730 г. и был сыном русского дворянина .
Наречен он был Александром в честь Св. Александра Невского.
Мальчиком Суворов был хил и слаб, не отличался крепким здоровьем.
Но все-таки 15-летним юношей поступил рядовым в Семёновский полк и добросовестно «тянул» солдатскую лямку.
Он закаливал свое тело, укреплял здоровье, лучше других переносил усталость, голод, ненастье и всякие лишения.
Солдатская наука давалась Суворову легко, и он быстро продвигался по служебной военной лестнице.
Кроме армии занимался историей и литературой, много читал, цитировал, пробовал сам писать.

Наконец, попав на войну, Суворов убедился, что солдат для военных действий, походов требуется обучать иначе.
Он открывает в своем полку две школы для дворянских и солдатских детей и начинает преподавать, вероятно, Закон Божий, так как составил молитвенник и краткий катехизис, арифметику и написал учебник.
Во главу угла воспитания и обучения солдат Суворов поставил развитие религиозного и нравственного чувства.
В 1771 г. он писал: «...сих мужиков в солдатском платье учили у меня неким молитвам.
Так догадывались и познавали они, что во всех делах Бог с ними и устремлялись к честности
»,
«Без честолюбия, послушания и благонравия нет исправного солдата».

Везде и всюду Суворов был среди своих солдат.
Последняя рубаха, последний кусок — пополам с ними!
Он был силен духом, и никакая физическая боль, боевая рана были ему нипочем.
Неутомимость Суворова была выше сил человеческих.
Всюду, где нужны были решительность и быстрота, вызывали его.

Суворов основал и построил в Новой Ладоге в 1764 году деревянную церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, которая называлась с тех пор Суворовской. В XIX в. она стала называться Георгиевской.
Суворов сам лично вырезал для неё деревянный крест, носил вместе с солдатами бревна для сооружения.

s…Суворов уже был человеком известным.
Обращал внимание на себя не только своей военной репутацией, но и личными особенностями: в первую очередь, странностями и причудами.
На него начинали смотреть, как на какую-то загадку.

Шла война с турками.
Враг был силен. 1 октября (по старому стилю) на заре турки усилили свой огонь с кораблей и начали подходить к Кинбурнской косе с двух сторон.
Суворов, по случаю праздника Покрова Пресвятой Богородицы, вместе со своими офицерами находился в церкви.
Прискакал казак и доложил адъютанту Суворова, что турки показались на берегу. Суворов, не покинув обедни, приказал не стрелять и не мешать туркам в высадке.
Достоял обедню до конца, и, когда турки были в 200 шагах от крепости, был дан приказ открыть огонь из всех орудий.
В ходе битвы Суворов был дважды ранен, но не сомневался в победе, ведь Бог дал ему крепость — Победа была одержана, и в память о ней Суворовым была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Этим полководец выражал свою веру в то, что победа была дарована самой Царицей Небесной.

Вторая битва с турками была у Рымника.
Вновь силы были неравные, но маленький отряд русских войск дал самой большой турецкой армии сражение и разбил ее наголову.
За эту победу Суворов был титулован Рымникским, получил орден Св. Георгия I класса, бриллиантовой эполет и украшенную бриллиантами шпагу.

Для Суворова враг был только до тех пор, пока не сложит оружие.

Побежденным ... «давай пощаду, они такие же люди, — учит он в своем солдатском катехизисе, — грех напрасно убивать»,
«С пленными поступать человеколюбиво, — читаем мы приказ от 16 мая 1778 г., — стыдиться варварства».

Считая строгую нравственность обязанностью христианина и воина, он полагал недопустимым даже произнесение двусмысленных слов в своем присутствии.
Его добродетельная жизнь гнала всякое подозрение о неискренности его набожности.
Он прибегал регулярно к церковным таинствам, молился, проезжая мимо церкви, клал земные поклоны перед образами, строго держал посты, крестился, входя в комнату, садясь за стол.
Во всем житье своем хранил патриархальную простоту старины.
В поклонах его не было никакой утрировки, а выражалось обычное благочестие, его искренняя вера и ревностное исполнение церковных обрядов.
Суворов начинал и заканчивал день молитвой.
Перед обедом адъютант его читал «Отче наш».
Каждый из гостей должен был отвечать: «Аминь».

Особую ревность имел полководец к церковной службе: на рассвете всегда шел в церковь, где молился за утреней и обедней; во время службы сам читал Апостола и пел на клиросе.
Благочестие его проявлялось и в постоянных заботах о содержании старых и сооружений новых церквей.

Александр Васильевич был чрезвычайно скромен в своих потребностях, порицал роскошь, указывая на ее растлевающее действие.
Входя к Императрице, делал сначала три земных поклона перед образом Казанской Божьей Матери, стоявшим в углу, а потом — самой Императрице.
Она старалась этого не допускать и, поднимая его за руки, говорила: «Помилуй, Александр Васильевич, как тебе не стыдно это делать
Узнав, что Суворов ехал из Стрельны в одном мундире, Екатерина II подарила ему соболью шубу, крытую зеленым бархатом, но он брал ее, только отправляясь во дворец, да и то держал на коленях и надевал, лишь выходя из кареты.

Нередко Суворов совершал крупное благотворительство, но делал это тайно, скрывая даже от самых близких.
Только после смерти его узнавали имя благотворителя, ежегодно присылавшего в Петербургскую городскую тюрьму перед Пасхой по нескольку тысяч рублей на выкуп неимущих должников.
Никогда он не отказывался быть ходатаем за несчастных и угнетенных.

Это был один их полководцев мировой истории, у которых сильно было развито нравственное начало.
В его милосердии, целомудрии и простоте таилась огромная сила.

Например, генерал-майор Масловский в 1854 г. в Пятигорске встретил столетнего солдата, который помнил Суворова.
Имя его — Илья Осипович Попадичев. Грудь старика была вся в орденах.
Неужели не был этот солдат ранен после таких страшных штурмов?
«Мне и самому удивительно, — заметил старик, — покуда мы воевали с Суворовым, я был цел, пули точно боялись меня, а не стало его, и начал прихварывать».

С Суворовым солдатам не страшны были ни пули, ни голод, ни холод.
Придя к Попадичеву домой, генерал увидел, что ему некому было и обед варить.
«Извините, ваше благородие, глупый тот человек, который думает об обеде:
«Возверзни печаль твою на Господа и Той тя пропитает», — это в Псалтыри говорится».
Генерал подумал: «Вот образец суворовских солдат: была бы чистая совесть, а завтрашний день их не беспокоит.
Что ж после этого удивляться, что Суворов с такими солдатами невозможное делал весьма обыкновенным
».

Твердая вера в Бога, крепкая на Него надежда, усердная молитва, низводя невидимо помощь Божию, видимым образом сказывается в подъеме духа армии, в ее мужестве и энергии.
Знали это предки наши и говорили: «Кто боится Бога, тот неприятеля не боится».

Суворов был непоколебим в своем уповании на Бога.
В этом следует искать источник его гениальности как полководца.
Озарение свыше и сила от Господа воистину дарованы душе, «вéдущей воскликновение».

Например, при Требии в решительный момент, когда никакая тактика не помогала, Суворов, спрыгнув с лошади, пал ниц на землю и в молении к Богу пробыл в таком положении несколько минут, потом быстро дал такие приказания, что русские победили...
Убежденный, что молитва, привлекая помощь Божию, много укрепляет человека и сильно поднимает его дух, Суворов ни одной битвы не начинал и не оканчивал без молитвы.
Перед битвою, помолясь Богу и благословив всех, он кратко, но сильно напоминал всем обязанности к Богу, Государю и Отечеству.

Особенной торжественностью отличалось богослужение после победы.
Каждую победу, каждую удачу Суворов приписывал Подателю всех благ и тотчас спешил в церковь, где на клиросе пел с певчими.
По убиенным воинам после сражений служились в присутствии Суворова и всех офицеров панихиды, после которых он в назидание живым нередко говорил краткое слово в память о павших.

Суворов говорил, что не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживает на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, и если душа велика и могуча, то победа несомненна, а потому и нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!

sИм была написана книга «Наука побеждать» — не только произведение великого полководца, но и тонкого знатока солдатской души.
Суворов, по выражению Дениса Давыдова, «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение».
Перед штурмом Измаила Суворов объезжал полки, беседовал с солдатами и, не скрывая от них сложности предстоящего дела, говорил:
«Валы Измаила высоки, рвы глубоки, а все-таки нам надо его взять».
И суворовские «чудо-богатыри» доказывали, что для них нет ничего невозможного. С Божией помощью все возможно!
Штурм Измаила был поистине торжеством военного искусства.
Александр Васильевич любил писать и оставил эпистолярное наследие, которому мог позавидовать любой писатель. Письма доказывают, что Суворов прекрасно знал древнерусскую и церковную литературу: от библейских и богослужебных текстов до светских средневековых памятников типа «Пчелы» и «Домостроя».

Постоянной заботой Суворова были церкви.
Значительная часть оброков шла на исправление старых церквей и сооружение новых.
Например, в новгородском имении, в Сопинском погосте.
Строилась каменная церковь. Строилась долго, хотя Суворов и торопил строительство, но при его жизни так и не было закончено.
Воздвигалась также небольшая деревянная церковь Св. Александра Невского в Кончанском, в господском саду.
Параллельно с заботами о церковных зданиях, утвари и вообще благолепии, отдавались распоряжения о содержании помещений для причта.

К власти пришел Император Павел. Суворов получил отставку.
Это все считали невозвратимой утратой, так как имя его уже стало священным для русской армии.
Видя для себя закрытой практическую деятельность, Суворов решает уединиться в монастыре.
«Со стремлением спешу предстать чистою душою пред Престолом Всевышнего», — говорит он в письме,
а в другом пишет: «Усмотря приближение моей кончины, готовлюсь я в иноки». —
Но наступил 1799 г. — судьба готовила ему Итальянский поход.

Получив Царский указ, Суворов стал собираться.
О предстоящей поездке он высказался в свойственной ему манере: «Служил за дьяка, пел басом, а теперь поеду петь Марсом».

В свои 69 лет Суворов не оставлял поле боя, и, благодаря его армии, вся Италия была освобождена от французов.
Поистине удивительно, как Господь сохранял жизнь Суворова!
Во всех боях он оставался жив.
Его даже намеревались отравить ядом, но Суворов, чувствуя подлость человеческую, отказывался от отравленной пищи.

Впереди у Суворова был знаменитый переход через Альпы 1799 г., который стал последней и блистательной кампанией Суворова.
Никогда его гений не сиял так ярко, никогда он не был так велик, как в тот последний год своей жизни!
Только горячая вера в покровительство Всевышнего помогла Суворову и его воинам вынести и преодолеть те превышающие человеческие силы испытания, что выпали на их долю.

За несколько дней до тяжелой смертельной болезни он писал:
«...Люблю моего ближнего, во всю жизнь не сделал никого несчастным, ни одного приговора на смертную казнь не подписал, ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик, при приливе и отливе счастья уповал на Бога и был неколебим, как и теперь».

— Всем сердцем обратившись к Богу, Александр Васильевич пишет «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу», который заканчивает словами:
«Се на умоление предлагаю тебе, Господи, Матерь Твою Пречистую и всех от века Тебе угодивших.
Молитва их у Тебе много может. Приими ходатайство их за меня недостойного.
Не вем уже, что более Тебе изрещи: Твой есмъ аз и спаси мя
».s

Страдания его достигли высшей степени 6 мая 1800 г.
Он пожелал причаститься Святых Христовых Тайн.
После исповеди и причастия мысли его приобрели глубокую ясность, и старый полководец задумчиво произнес:
«Долго гонялся я за славой – все мечта, покой души — у Престола Всевышнего».
И стал горячо молиться...

В 2 часа дня 6 мая по старому стилю или 19-го по новому 1800 г. Александра Васильевича Суворова не стало.
Похоронили его в Благовещенском храме Александро-Невской Лавры.
Никто не говорил речей: Суворову они были не нужны.
Но все плакали, слушая, как пели придворные певчие 90 псалом Давида, будто написанный для него:
«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога  Небесного водворится».        
           

                        


Его отец, Василий Иванович Суворов – крестник императора Петра I, генерал-аншеф и сенатор, был автором первого русского военного словаря.

  С. Вахабов


 



Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 47