Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 161 ноябрь 2015 г. >> Кресторезная мастерская Соловецкого монастыря

s Кресторезная мастерская Соловецкого монастыря

А. В. Суворов
Читайте также:

Кресторезная мастерская Соловецкого монастыря (часть 1)

Очень часто тему подсказывает встреча. Так было и на этот раз.
Удивительные соловецкие кресты видела неоднократно: и в разных частях Соловецкого архипелага, и на Одещине, в Измаиле, но даже в самых смелых мечтах не предполагала, что окажусь в мастерской, где они рождаются, буду слушать рассказ о Кресте единственного в своём роде мастера – кресторезных дел мастера Георгия Кожокаря,
задавать ему вопросы и получать ответы, переносящие в иное измерение,
о котором до этой встречи не задумывалась.

А началось всё в Киеве.
До отправки в паломничество на Соловки оставались считанные минуты, вещами был занят каждый квадратный сантиметр нашего скромного транспорта, как вдруг появилась р. Б. Елена с 10-литровой бутылью подсолнечного масла и попросила передать её на Соловки.
К бутыли прилагалась и парочка банок варенья… Конечно, мы не отказали, пристроили куда-то передачку.
Предназначалось масло некоему Георгию, который, как выяснилось, вот уже 27 лет живёт на Соловках и режет знаменитые кресты.
В ответ на нашу любезность он пригласил нас к себе в мастерскую.
Точнее, в дом на Сельдяном мысу, где много лет назад была отслужена первая Литургия на Соловках, а затем возникла необычная мастерская и небольшой выставочный зал.
Мы слушали, затаив дыхание. Очень хотелось передать то, что мы испытали, всем.
Но подумалось, что лучше ничего не пересказывать, а предоставить слово самому Георгию.
Цикл его рассказов открывает размышление.

s

Что мы делаем на Соловках?

Две тысячи лет – это только та история, которая была ознаменована крестоношением Спасителя.
На самом же деле история креста гораздо глубже, гораздо древнее.
Есть прообразы креста в виде жезла Моисея, которым он осенил воды, и израильтяне перешли через Мертвое море. Авраам нес хворост для приношения Исаака в жертву, – это тоже образ креста.
Хворост он нес на плечах, сам он – как вертикальная перекладина, а дрова – как горизонтальная перекладина.
Образ креста – древо спасения – Ноев ковчег.
И также мы находим изображение креста в других цивилизациях.

Есть такое изречение, что промысел Божий был настолько глубок, что он предуготовлял появление креста на земле в разных цивилизациях, в разных народах, в разных образах и видах.
А потом уже он появляется как виселица, как орудие для казни.
И после распятия Иисуса Христа на самом кресте он освещается как символ спасения для христиан.
А его духовный смысл, богословие креста, раскрывается в подвигах мучеников, исповедников, подвижников.

Интересно, что на Соловках было очень много крестов.
На всем пространстве Севера, в тех местах, где христианство осваивало Север, везде стояли кресты: на перекрестьях дорог, на морских путях, на возвышенностях.
Это был символ, который освящал пространство, направлял людей, – по нему же можно ориентироваться, в лесу, например.
Сам перекресток дороги есть тоже символ креста, пересечение.
Это место, где человек испытывает некое сомнение, куда идти.
Также это некая мера пройденного пути, где человек останавливается, совершает молитву, успокаивается, принимает решение, приходит в определенное состояние, укрепляется и движется дальше.
Считается, что на Руси первый крест был установлен апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, в знак того, что Русь православит – правильно славит Христа.
На этом месте сейчас Киево- Печерская лавра.

Кресторезная мастерская Соловецкого монастыряВ традиции кресторезания все символично.
Сруб, так называемый рундук, который удерживает крест, символизирует, что Иисуса Христа распяли на горе Голгофа.
Мы ничего не придумываем, у нас нет такого дерзновения, мы повторяем те кресты, которые были сделаны когда-то.
Конечно, тексты систематизируем, обобщаем, но все это материал, который был в древнехристианской традиции.

Свобода проявляется несколько в другом, что ты обдумываешь саму структуру креста, как что размещать, в каком порядке; какие-то декоративные элементы.
Когда само бревно размечаешь, делаешь крест из круглого бревна, он получается в определенных геометрических формах, и эти формы мы так пилим, что бревно меняется постоянно, здесь шире, там уже, по всей длине. Получается, что один и тот же рисунок надо вписывать в разные размеры, он переходит, перетекает на другую сторону бревна. То есть, здесь так много разных интересных моментов творчества.

Изображение креста в его разных видах – это наука ставрография, графика креста.
И ставрология – это сущность креста, смыслы, которыми он наполняется.
Есть богословие креста. Каждый крест богословски цельный, наполнен определенной темой.
Крест победительный, крест святилен, крест тропарион, крест милостивый («элейсон» на греческом).
Это очень древняя традиция – посвящать крест одной теме.
Эту тему нужно в нём выразить, и по смыслу крест должен эту тему показать. Это ставрология креста.

Есть археология, есть история креста в Священном Писании.
Все это отдельные науки, которые нам приходится вместе соединять и систематизировать.
Так что тема креста очень глубокая.
Богословы считают, что если понять смысл креста, то поймешь и Ветхий Завет, и Новый Завет.
Крест есть ключ к пониманию и Ветхого, и Нового Завета.
Это понял даже разбойник, который через крест в рай попал.


Мы за время работы пришли к выводу, что существует два креста.
Один Крест – на котором был распят Христос, а все остальные кресты – напоминают об этом кресте. Так мы классифицируем.
Есть формы, которые пытаются растолковать что-то, пояснить какие-то богословские смыслы.
Символы – они и существуют для того, чтобы нам легче было перейти от земли к небу.


Георгий Кожокарь, кресторезных дел мастер

Продолжение в следующем выпуске

 



Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 22