Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 163 январь 2016 г. >> Церковное искусство. Басма

s Церковное искусство. Басма

А. В. Суворов
Читайте также:

 

Когда мы говорим о церковном искусстве, то под басмóй понимаем вовсе не красящее вещество, которое женщины используют для волос (это слово отличается и ударением бáсма – прим. ред.).

Басма — одна из древнейших техник украшения икон.
Это оклад, изготовленный из тончайшего листа металла, часто драгоценного (золота и серебра), обычно из мельхиора или латуни, с тесненным на нем рисунком.
Рисунок выбивается вручную по эскизу (матрице) и может быть как орнаментальным, так и сюжетным.

Откуда появилась басма?
Хотя слово по происхождению тюркское («байса» значит оттиск), эта техника была известна ещё древним египтянам.
Когда Моисей вывел народ из Египта и на горе Синай, ему были даны заповеди, то Господь говорил Моисею и о том, как следует организовать богослужение, скинию, как приносить жертвоприношения и как украсить Ковчег Завета.
И было указано Моисею, что Ковчег должен быть обит снаружи и изнутри листами чистого золота.

Как же нам понять это явление, зачем это?
Вот человек — существо материальное и как ему выразить свое благоговение Богу, который есть Начало всех Начал, который нематериален?
Возможно ли выразить его вполне материальными вещами?
И тут Господь как будто бы подсказывает нам, что сделать это можно, например, обив деревянный ковчег золотом.
А что такое золото?
Его блеск, такой теплый и согревающий, такой невещественный — и есть выраженный в материале символ нашего благоговения перед благодатью Святого духа.

Среднюю углубленную часть иконной доски тоже называют ковчегом.
С древнейших времен поля ковчега забивали басмой.
Если вы пойдете в музеи Московского Кремля, то обязательно увидите бáсменное тиснение на древнейших образах, богослужебных книгах, даже целые иконостасы в Успенском и Благовещенском соборе.

Техника басмы была известна в Киевской Руси задолго до Крещения.
Но только с христианизацией басму начали широко использовать в церковном искусстве.
Наиболее популярным всегда оставался растительный орнамент, который символизировал вечное цветение и воспоминание о райском саде.
Украшая таким орнаментом икону, басменщики подчеркивали живоносную силу Божественого света, исходящую от иконописного образа.

Вспомните Серафима Саровского.
Когда семнадцатилетним юношей он решил подвязаться в монастыре, то кроме благословения получил от матери на дорогу серебряный рубль.
Немалые, надо сказать, деньги.
Придя в Саровскую обитель, святой Серафим раздробил рубль на мелкие части, раскатал на отдельные чешуйки, которыми обил поверхность деревянного креста.
Он будто выразил свое благоговение перед Святым духом, которому в жертву принес самое дорогое — материнское благословение.           
       
Александр Лавданский,
иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь»
Техника:
Каждый листочек басмы покрывается с тыльной стороны специальной мастикой (для особой прочности) и прибивается к иконе декоративными гвоздиками. При этом басмá может покрывать поля, нимб и всю икону целиком.
Чтобы подчеркнуть красоту рельефа, применяется техника чернения басмы.
Для богатства и красоты басменные оклады и венцы икон украшали ювелирными изделиями, полудрагоценными и драгоценными камнями, чеканкой, сканью, цветной эмалью, гравировкой и т.п.
Особенно эффектна техника басменного декора в украшении иконостасов, киотов и других элементов храмового убранства.
По лёгкости и дешевизне басменное дело было очень распространено.
В Москве была особая слобода басменщиков – теперь Басмáнная.

 


 



Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 59