Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 165 март 2016 г. >> Церковное искусство. Слюда

s Церковное искусство. Слюда

Читайте также:

 

Ноябрь 2015 года, на улице колючий снежок. Внизу, за монастырскими стенами – река Вологда.
А мы – в надёжной ограде  Спасо-Прилуцкой Димитриевской обители.

 Иеромонах Евфимий неторопливо, вдумчиво, с любовью рассказывает о монастыре – словно бережно перелистывает страницы древней летописи. Впрочем, как и положено историку, выросшему в древнем Ярославле.
Но, в первую очередь, мы слышим рассказ инока, повествующего нам о своём доме.
"Сколько в нашем распоряжении времени?" – осведомился он, подойдя к нам.
"Простите, батюшка, часик всего", – мямлю я, зная, сколько необычного, поучительного, тёплого можно услышать от о. Евфимия и мучаясь нехваткой времени.
"Хорошо", – бесстрастно кивает головой он.

И вот мы полора часа дышим монастырской историей, едва перейдя из нижнего храма, где покоятся мощи прп. Димитрия, прп. Игнатия, блгв.кн. Димитрия, в летний.
А поднявшись, в изумлении застываем перед иконостасом.
Так же обстоятельно о. Евфимий рассказывает об иконописной школе Северной Руси, об устройстве иконостаса.
И уже невозможно не расспрашивать его о заинтересовавшем более подробно.
Услышали мы – и словно заново увидели пелены под иконами, затем обратились к другим составляющим.
;
Этот иконостас – тябловый: тяблó – перекладина, на которой устанавливается ряд икон.
Здесь он очень нарядно украшен. Пытаемся догадаться о технике, но не получается.
Оказывается, слегка выпуклое тяблó красится в нужный цвет.
Затем покрывается тонким листом слюды, а на слюду накладывается оловянное кружевное литьё.
Очень тонкая, кропотливая работа, требующая отменного художественного вкуса.
Обращаем внимание, что среднее тяблó отсутствует.
"Уже изготовили, поставили – а не заиграло, не вписалось. Пришлось снять, теперь вот переделываем", – поясняет о. Евфимий.

\ Раньше слюду использовали вместо стекол в окнах.
Потом придумали соединять между собой отдельные листы и расписывать – получалось подобие западноевропейских витражей.
Слюду использовали для «остекления» ламп, фонарей, маяков.
Соловецкие монахи применяли её и в кресторезном деле. Царские врата  подмосковного Покровского храма  и северных монастырей были покрыты слюдой.
Напрестольная сень московского храма украшена слюдой, используется слюда даже для украшения рукописных служб святым…

В наше время слюда в храмах используется очень редко. Ещё один пример – Собор Спаса-на-Крови в Петербурге. Но здесь кусочки слюды составляют основу разноцветных мозаичных панно. И в солнечный день весь храм искрится радостным светом.

 


 



Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 6