Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 165 март 2016 г. >> Митрополит Лимассольский Афанасий. Три искушения в браке (1)

Митрополит Лимассольский Афанасий. Три искушения в браке (1)

Читайте также:

 


Митрополит Лимассольский Афанасий

…Бог сотворил человека и поселил его в раю, где он существовал естественно, будучи в здравых взаимоотношениях со своей женой Евой.
Их целью было не рождение детей, а познание совершенства, постижение совершенной Божией любви, что и является главной целью брака.
Поэтому каждое Таинство Церкви, включая брак, совершается для прощения грехов и стяжания вечной жизни.
Поэтому брак есть Таинство, харизма, которую Бог благословляет и подает нам в Церкви.
Поэтому Церковь благословляет брак и считает семью таким местом, куда человек направляется, чтобы раскрылось его предназначение.

В конечном счете, целью брака является преодоление его самого – преодолеть брак, а не превращать его в идол, смотреть на него как на средство, призванное привести тебя к Богу.
Любовь в браке не отменяется, потому что Божия любовь не отменяет любви к людям и нашей любви друг к другу, не отменяет ни супружеской любви, ни любви к детям, а напротив, делает человеческую любовь крепче, сильнее, чище, здоровее, делает ее поистине совершенной.

Сегодня мы будем говорить о некоторых более практических вопросах, касающихся проблем, с которыми человек сталкивается в браке.
Мы знаем, что страстей, с которыми мы призваны бороться, – основных, тех, что борют человека и из которых рождаются остальные страсти, – три:   славолюбие, то есть эгоизм, сребролюбие и сластолюбие.
Почему мы так считаем?

Из учения отцов Церкви и из их опыта, а главное – из святой жизни Христа, описанной в Евангелии, с очевидностью явствует, что диавол воевал против Христа с помощью этих трех искушений.

Первое — это искушение эгоизма, славолюбие, самомнение и гордость: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, – говорит он Ему (Лк. 4: 9).

Второй помысел – помысел сластолюбия – мы видим, когда диавол предлагает Христу превратить камни в хлеб.

И третье искушение – сребролюбием, когда искуситель предлагает Ему богатства всего мира.

Разумеется, Христос отверг все эти три искушения и таким образом победил диавола.
Эти же три искушения возникают и перед каждым человеком – эгоизм, из которого рождаются все прочие страсти, а также сребролюбие и сластолюбие.

С другой стороны, у нас имеются и три харизмы, три высшие добродетели Святого Духа, а именно вера, надежда и любовь – они идут вместе.

Вера – это основа, на которой зиждутся надежда и любовь, так же как и эгоизм есть основа, из которой рождаются все остальные страсти – сребролюбие и сластолюбие.
Так и семейный человек, стремящийся к совершенству во Христе, должен будет бороться – как и всякий подвизающийся христианин, будь то монах или мирянин, – с этими тремя большими и главными страстями.

Эгоизм

Первая страсть, как мы сказали, это эгоизм.
Как же он проявляется на деле? Что он означает?
Само слово дает нам ответ – «эгоизм», то есть все вращается вокруг нашего «эго»:
«Только я и никто другой! Я так думаю, я так считаю, я так хочу, мне так нравится, я хочу, чтобы было так
Всё это, естественным образом проистекающее из эгоистической настроенности человека, не позволяет эгоистичному человеку полюбить сильно, не дает возлюбить.
Причина в том, что он не может превозмочь себя, он замкнут в своем эгоизме, в своем индивидуализме.
Эгоистичный человек не может ни возлюбить, ни смириться.
И как же он смирится, когда он эгоист, – он даже не может признать своих ошибок, потому что всегда и во всем оправдывает себя.

Эгоист не может общаться, он не способен на это, потому что для того, чтобы общаться с другим человеком, надо выйти за пределы самого себя, надо услышать другого.
Но чтобы услышать другого – и услышать в точности то, что он сказал, – прежде всего надо, чтобы замолчал ты сам, чтобы у тебя не было своих мыслей, помыслов, чтобы у тебя не было предрассудков, чтобы ты заранее не был предрасположен к чему-то, чтобы ты мог затем с легкостью поставить себя на место другого человека.
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100462/46217.p.jpg?0.9265171731448802Недавно я услышал одну американскую пословицу, которая гласит:
«Если хочешь понять другого, пройди пару верст в его ботинках, и ты поймешь его».
То есть, чтобы понять человека, надо спуститься туда, где находится он.
Или подняться, если он стоит высоко.
Надо понять другого человека, увидеть, как он рос – его возраст также имеет значение, и даже разница полов: мужчина и женщина – не одно и то же: одна психология у него и другая у нее, одна биология у него и другая у нее. Возраст также играет роль.
Одно дело – человек в 20 лет, и другое – в 30, 40, 50.
Человек, который рос в одной среде, отличается от выросшего в другой.
Даже место, из которого мы происходим, имеет значение. Да, это было подмечено тысячи раз. Имеет значение и место, в котором человек вырос: в каком городе, в каком селе, при каких обстоятельствах.

Чтобы можно было общаться с другим, надо его понять, поставить себя на его место, стать одним целым с ним.
Доказательство тому — Христос. Христос мог спасти нас, будучи на небе.
Он мог спасти нас, прислав сюда Евангелие или еще каким-нибудь иным способом.
Для Христа нет ничего трудного. Он, однако, этого не сделал.
Он абсолютно, полностью стал Человеком, подобным нам, чтобы – именно после того, как мы оказались бессильны, – смочь спасти нас. Чтобы мы могли соединиться с Ним и чтобы показать нам истинный способ общения. Он стал Человеком ради нас.

Чтобы общаться со своей женой, муж должен понять, как думает жена, – если он этого не сделает, ему никогда не удастся общаться с ней, и он всегда будет думать о жене по-своему.
Также и жена, если ей не удастся научиться тому, как думает мужчина, понять, чего хочет мужчина, чего он ждет от жены, как он хочет, чтобы жена относилась к нему, – ей никогда не удастся общаться с ним.
То же самое относится и к детям и нашим родителям.

Эгоизм – один из самых существенных факторов, разрушающих брак, и это мы каждый день видим вокруг себя.
Эгоизм разрывает всякую связь человека: и с Богом, и с самим собой, и с людьми вокруг него, и тем более с его спутником, спутницей по жизни и с детьми.

Как бороться с эгоизмом? Смирением.
В монашеской жизни смирение прививается через послушание, а в браке – через отсечение собственной воли.
С этого начинает человек – отсечь свою волю.
Идешь сделать что-то – жертвуешь тем, чего хочешь сам, делаешь то, что говорит тебе другой человек.
Садишься, чтобы его послушать, уделяешь ему время, чтобы он рассказал тебе то, что ему хочется высказать, и даже если это кажется тебе смешным и незначительным, его нельзя считать смешным – ты должен смотреть на это всерьез, поскольку для другого это серьезно.
Если ты не научишься смиренно принимать аргументы и реалии другого человека, тогда ты, конечно, прервешь всякую возможность коммуникации с ним.

Отсечение воли – и в самом малом, например, сделать какую-нибудь работу по дому, исполнить свои обязанности, поступиться своим удобством в тот миг, преодолеть все эти «я так думаю», «я хочу, чтобы было так».

Вчера мне задали вопрос: что происходит с воспитанием ребенка, когда один из родителей говорит одно, а другой другое.
Ну что происходит?
У нас налицо два родителя-эгоиста, которые в конце концов испортят своего ребенка, потому что никто из них не смиряется, чтобы сказать:
«У моего мужа тоже есть право воспитывать ребенка!»,
«У моей жены тоже есть право воспитывать ребенка. Не я один знаю, как и что надо».

Например, мать сказала что-то по поводу ребенка.
Супруг не должен сразу же опровергать это и любой ценой требовать, чтобы жена согласилась с ним.
Как мы уже сказали, иначе держится отец, и иное поведение и место у матери в детской психике.
Когда ты не соглашаешься с другим человеком и думаешь, что только ты знаешь всё, и только ты один можешь высказываться по поводу воспитания ребенка, тогда ты, несомненно, унижаешь своего партнера.
И другой или замолчит, или, если это муж, возьмет газету и скажет: «Воспитывай его сама! Если хочешь, чтобы я его искупал, позови меня

А может, они станут кричать, ругаться и т. д., и в доме начнется хаос…


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 218