Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 166 апрель 2016 г. >> Митрополит Лимассольский Афанасий. Три искушения в браке (2)

Митрополит Лимассольский Афанасий. Три искушения в браке (2)

Читайте также:

 


Митрополит Лимассольский Афанасий

…Бог сотворил человека и поселил его в раю, где он существовал естественно, будучи в здравых взаимоотношениях со своей женой Евой.
Их целью было не рождение детей, а познание совершенства, постижение совершенной Божией любви, что и является главной целью брака.
Поэтому каждое Таинство Церкви, включая брак, совершается для прощения грехов и стяжания вечной жизни.
Поэтому брак есть Таинство.

…Семейный человек, стремящийся к совершенству во Христе, должен будет бороться – как и всякий подвизающийся христианин, будь то монах или мирянин, – с этими тремя большими и главными страстями - эгоизмом, сребролюбием и сластолюбием.

Сребролюбие

Вслед за эгоизмом мы сталкиваемся со сребролюбием.
Услышав это слово, мы думаем, что речь идет о любви к деньгам.
Однако сребролюбие – это не только это.

Почему же сребролюбие – грех?
Ведь у всех у нас имеются деньги — и у вас есть деньги, и у меня есть деньги, и у Церкви есть деньги, и у монастырей есть деньги, и у Христа были деньги.
Проблема не в деньгах. Деньги сами по себе не что-то плохое.
Плохо сребролюбие. Что же оно собой представляет?

Напоминаю вам, какая добродетель является второй, – надежда.
Первой является вера, и в связи с ней мы сказали, что эгоист не может уверовать, потому что он верит только в себя.
Верит в себя – только он один, и никто другой!
Эгоист, в сущности, является неверующим.
Он нераскаян, замкнут в себе самом, эгоизм не позволяет ему сделать ничего.

У сребролюбца же нет надежды на Бога, которая является второй добродетелью после веры.

Потому что он надеется на свои деньги.
«Я должен чувствовать карман полным».
Есть старые люди, лет эдак под сто, у которых полно денег в банке и которые дрожат над ними, потому что берегут их «на старость».
Сами стоят на пороге смерти в буквальном смысле слова, а хранят в банке тысячи лир.

Для сребролюбца немыслимо потерять их, потому что у него нет надежды на Бога, он надеется на деньги – в этом суть греха.

И не только на деньги, но и на наши знания:
«Я полагаюсь на свои знания, на свои силы, я представляю собой нечто, у меня есть власть, есть положение, есть образование, финансовое благополучие».

Грех – надеяться не на Бога, а на свои силы, на свои деньги, на свое состояние, на свое знание, на свои способности, на свою красоту и все прочее, потому что это похищает сердце твое у Бога и прилепляет его к чему-то иному.
Ты надеешься, что ты так красив или так красива, что тебе и нужды нет взглянуть на кого-нибудь вокруг.
Уйма молодых людей желает видеть тебя своей женой, но ты всех отвергаешь, потому что думаешь, что придет сказочный принц и попросит твоей руки.
Вы много таких сказок читали, помните?

Как это мешает в браке? Мешает, потому что каждый замыкается на своих делах.

Вы видите сегодня, что в каждой второй семье супруги тратят деньги по отдельности, и каждый месяц они садятся вместе и подводят итоги.
Я советую им нанять бухгалтера, чтобы разобраться во всем этом и не ругаться, кто из них потратил больше…
Один платит за воду, другой за электричество, этот за бензин, они всё подсчитывают и так платят.
Мало людей переступают через это – чтобы распоряжались деньгами все и при этом не испытывать боязни перед другим человеком.
Идут покупать дом и боятся: "Полдома запишешь на меня!"
Чтобы завтра они, паче чаяния, не развелись и другой не забрал весь дом себе.
Как будто проблема в этом и заключается — кому достанется дом, когда они разведутся…

Этот менталитет — «мои вещи», «мое время», «пойду со своими друзьями», «у меня тоже есть друг», «у меня свои планы».
Именно это мое и есть то, что привязывает меня к разным вещам.
В монашестве это преодолевается через нестяжание: у тебя нет ничего, тебе не позволено иметь абсолютно ничего, даже десять лир.

Как это преодолевается в браке? Через общую собственность.
Все, что у нас есть дома, – это наше, общее.
Апостол говорит, что мы не имеем власти даже над своим собственным телом – даже я сам не принадлежу себе.
В одном тексте святого Иоанна Златоуста говорится так:
«Что ты говоришь постоянно о моем и твоем, когда мое тело принадлежит не мне, а тебе и твое тело принадлежит не тебе, а мне?».
Один принадлежит другому; нет «моего» и «твоего».

Вы видите, что общая собственность была отличительной чертой ранней христианской Церкви, потому что у людей тогда была надежда на Бога, и они не надеялись на нечто другое.
У нас нет надежды на Бога, мы надеемся на свои силы: «Я должен сделать всё, я должен всюду успеть, я должен добиться всего, я должен это сделать».

Часто слышишь:
«Как я могу со всем справиться? Сколько мне еще разрываться? Всё должен я
Наш старец-игумен рассказывал нам об одной женщине из его села, которая говорила:
« У меня еще столько дел не сделано, и я ещё не обошла село

Как исчезает упование на Бога?
Когда мы думаем, что всё должны сделать мы, все придумать, организовать, чтобы всё было безупречно, а внутри нас гложет помысел, что от нас зависит всё.

Успокойся, предоставь это Богу! Сделай, что можешь, и имей упование на Бога!
Вырвись из этого, освободись от этой подозрительности, которая возникает из-за отсутствия надежды.
Ты начинаешь строить свой брак, и вместо того, чтобы строить его в надежде на успех, начинаешь обдумывать вероятности неудачи.
Однако это уже ошибка, это уже неудача.
Ты кладешь начало, но не учишься тому, что в браке у тебя нет своего: нет ни своего пространства, ни своего времени, и ты сам тоже не принадлежишь себе, а другому человеку.
Даже в отношении к своему ребенку.
Мать говорит: "Мой сын!"
Твой сын, твоя дочь, а не наш ребенок, и в особенности если её сын женится, то тогда начинается!
Невестка слышит это: «Мой сын!», — и начинает звереть.
Он тоже говорит: «Моя мама!» Невестка это слышит, и начинается война.
Потому что это её муж, то есть даже она не преодолела чувство собственности: «Да это мой муж, а значит, не твой сын! Поэтому она не твоя мать
И следует еще уйма подобных обидных слов.

Итак, эта приверженность к моему, твоему и чьему бы то ни было — поистине большое искушение в браке, это разрушительный фактор, и преодолевается это через общую собственность, через общее пользование вещами с преодолением нашей привязанности к тому, что мы считаем своим, — месту, времени, мнению.
Я знаю супругов, которые ругаются из-за футбольной команды. Да.
Ругаются из-за партии, из-за уймы других вещей, и один не соглашается с другим.
Всё это — проявления сребролюбия, этой страсти, всеобъемлющей страсти, которая отсекает надежду.
Кто отсекает свою надежду на Бога, того охватывает стресс, тот изнуряет себя, переутомляется.
 
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
* Старец Паисий часто говорил:
Давайте подвизаться добросовестно. Не для того, чтобы избежать ада, а чтобы не расстроить Бога”. И это было центром его учения.

* Не надо смотреть на принятие в свое сердце Христа, как на что-то сложное.
Нужно иметь доверие Богу.
Старец Паисий говорил: «Господь – это воздух. Не делай из Него углекислого газа».
Господь освобождает и дает нам радость жизни во Христе.

 


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 132